Нужно ли рассматривать обращения граждан, которые приходят без подписи? Ответ на обращение гражданина должен быть подписан
Обязаны ли госучреждения отправлять ответ заказным письмом?
Степан, здравствуйте.
Вы задали важный для себя юридический вопрос, надеясь получить на него от юристов более полные разъяснения с ссылками на конкретные нормативные акты, а не краткие ответы или отписки без ссылок на нормативные акты или с ссылками не на нужные нормативные акты.
............................................................................................................................................
Статьей 3 Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан
......................................................................................................................................
1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
............................................................................................................................................
Статьей 5 этого Федерального закона установлены права гражданина при рассмотрении обращения
...........................................................................................................................................
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
.........................................................................................................................................
Статьей 10 Этого Федерального закона установлен порядок рассмотрения обращения
.........................................................................................................................................
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
.........................................................................................................................................
Статьей 12 Федерального закона № 59-ФЗ определены сроки рассмотрения письменного обращения
........................................................................................................................................
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
........................................................................................................................................
Таким образом, указанный Федеральный закон № 59-ФЗ не обязывает посылать ответы на обращения граждан заказным или ценным письмом почтовой связи, хотя это в их же интересах, если дело дойдет до суда.
......................................................................................................................................
Знать свои права и обязанности – это хорошо. Но лучше уметь ими
пользоваться на практике с ПОЛЬЗОЙ для себя, а не наоборот.
В этом и может помочь разобраться уже конкретный юрист на основании полной информации по юридическому вопросу.
...............
Удачи Вам.
Нужно ли рассматривать обращения граждан, которые приходят без подписи?
Здравствуйте, уважаемые эксперты! ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края. В соответствии с законодательством об обращениях граждан письма, которые приходят без подписи, рассматриваются? Галина Антоновна
Согласно ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" отсутствие реквизита подпись на документе не является основанием для оставления обращения без ответа. В соответствии со ст. 11 названного закона ответ на обращение не дается, если в обращении отсутствует фамилия гражданина и /или его адрес. Все поступившие обращения (согласно ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ) независимо от этого подлежат рассмотрению по существу, за исключением обращений, которые невозможно прочесть.
Примечание : до принятия Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан на федеральном уровне регулировался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Согласно части 3 п. 1 названного указа анонимными обращениями, не подлежащими рассмотрению, признавались обращения, которые не были подписаны заявителем, либо в которых не были указаны фамилия, имя , отчество, место жительства , работы или учеты.
Подробности в материалах Системы:
Федеральный закон
от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 02.07.2013)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
˂…˃
Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению
1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений
1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)
2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)
3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)
5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)
6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу
Федеральный закон
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 25.11.2013)
"Об образовании в Российской Федерации"
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
www.kdelo.ru
Госорган должен давать ответ на каждый вопрос обращения гражданина! - Персональные - Студент Петухов Артем Алексеевич
Также я обратился к федеральному законодателю — Государственной думы РФ со следующими вопросами: 1. Согласно п.4 ч.1 ст.10 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ ответ дается по существу поставленных в обращении вопросов. Означет ли это то, что ответ должен быть дан на каждый вопрос, поставленный гражданином в его обращении? 2. Может ли госорган рассматривать обращение гражданина, в котором он обжалует действия должностных лиц этого же госоргана. Может ли и.о. начальника госоргана рассматривать обращение гражданина, в котором он обжаловал действия начальника госоргана.
После праздников мне из Государственной думы пришел официальный ответ. Согласно ответу:1. Государственный орган дает письменный ответ на каждый вопрос, поставленный в обращении гражданина.2. Жалоба может и должна быть рассмотрена только вышестоящим органом либо должностным лицом, но никак не тем органом либо должностным лицом, чьи действия (бездействие) обжалуется заявителем.
К сожалению судебная практика в России неоднозначна и, порой, противоположна. Надеюсь, кому-нибудь пригодиться.
Добавлено: 09:04 20.06.2014
P.S. Направил в Государственную Думу предложения по внесению изменений в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», направленных на уточнений правовых норм:1. Внести изменения в п.3 ст.5, п.4 ч.1 ст.10, заменив «письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов» на «письменный ответ на каждый вопрос, поставленный в обращении». Это позволит избежать другого толкования. Теперь видно, что ответ дается на каждый вопрос. 2. Изложить п.6 ст.8 в следующей редакции «Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Такая жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом или государственным органом». Это обяжет рассматривать жалобы на действия (бездействия) только вышестоящих должностных лиц или госорганов, а гражданин получит право на объективное рассмотрение его жалобы. 3. П.5 ч.1 ст.10 изложить в следующей редакции «В течение 3 дней уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией». Это обяжет государственный орган или должностное лицо оперативно уведомлять гражданина о перенаправлении его обращения в другой госорган или должностному лицу. В настоящее время срок, в течение которого госорган обязан отправить уведомление, не установлен. Я несколько раз сталкивался с тем, что уведомление получал и через 14 и 30 и 42 дня со дня отправки обращения. 4. Также прошу подумать над тем, чтобы гражданин или суд, или вышестоящий госорган или должностное лицо могло отследить факт отправки (не отправки) ответа гражданину. Сейчас ответ направляется простым почтовым отправлением, которое отслеживанию не подлежит, а значит проверить это практически невозможно. Запись в книге отправленной корреспонденции не является достоверным доказательством, так как заполняется должностным лицом в ручную, в любое время, что позволяет внести в нее изменения практически в любое время. Я неоднократно жаловался в вышестоящие госорганы по поводу не получения ответов на мои обращения. Однако мне всегда сообщали, что ответ направлен простым почтовым отправлением, отследить которое невозможно.
dvdalin.pravorub.ru
«Проблемы идентификации личности при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления Российской Федерации в электронной форме через сеть Интернет»
Совершенствование информационных технологий в деятельности органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, направленное на создание информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности, позволяет гражданам реализовать право на обращение, гарантированное статьей 33 Конституции РФ, через ведомственные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети Интернет.
Вместе с тем, анализ правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами права на обращение в электронной форме, позволяет выявить ряд проблем, которые будут рассмотрены в данных тезисах.
В настоящее время порядок обращения граждан в органы публичной власти[1] регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59-ФЗ).
Согласно статьям 8 и 13 ФЗ №59-ФЗ способами обращения граждан в органы публичной власти являются письменное обращение (ст.8 ФЗ №59-ФЗ) и личный прием граждан (ст.13 ФЗ №59-ФЗ).
В соответствии со ст. 2, п. 3 ст. 7 ФЗ № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В обращении гражданин в обязательном порядке должен указать свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме [2].
В случае с письменным обращением, идентификация происходит в соответствии с ч.1 ст.7 ФЗ №59-ФЗ, где указано, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату [3].
Вместе с тем, следует отметить, что ФЗ № 59-ФЗ при обращении граждан в органы публичной власти через сеть Интернет не предусматривает обязательного требования о наличии в обращении цифровой подписи гражданина.
Если обращение направляется в орган публичной власти в форме электронного документа, то согласно части 3 ст. 7 ФЗ №59-ФЗ[4] гражданин не обязан ставить личную подпись или использовать электронную подпись. Более того, при данной форме обращения у гражданина есть выбор получить ответ по электронной почте или в форме письменного ответа.
Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении [5].
Таким образом, полагаем, что остается открытым вопрос об идентификации лица, направившего обращение в органы публичный власти по информационным системам общего пользования в электронной форме.
Вторая проблема, связана с обязательностью создания и оперативного информационного обновления сайтов публичных органов власти в сети Интернет, которая зависит от бюджетного финансирования.
Хотелось бы отметить, что вопросы создания сайтов органами власти субъектов РФ в сети Интернет, относятся к исключительному предмету ведения субъектов РФ, так как вытекают из права субъектов РФ на формирование системы органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ[6] обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом закон не обязывает публичные власти создавать интернет-площадки для направления подобных обращений через сеть Интернет. Тем более, что создание таких интернет-площадок органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления зависит от финансовых возможностей конкретного субъекта РФ или муниципального образования.
Полагаем, что для усиления гарантий права граждан на обращения в электронной форме на уровне субъектов РФ необходимо принятие в каждом субъекте РФ законов и иных правовых актов, предусматривающих обязательное требование о создании интернет-площадок для возможности направления гражданами обращений в электронной форме. При этом у субъекта РФ есть свобода выбора по созданию сайтов в сети Интернет, например, единого сайта правительства субъекта РФ, или создание для каждого органа государственной власти субъекта РФ отдельного сайта в сети Интернет. Такой же подход, возможно, использовать в муниципальных образованиях при создании сайтов органов местного самоуправления в сети Интернет.
В качестве еще одной проблемы, на наш взгляд, можно выделить обязательности использования электронной подписи при обращении граждан в органы публичной власти в электронной форме.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее ФЗ № 1-ФЗ), который прекращает свое действие 1 июля 2012 года, ограничивает использование электронных подписей областью совершения гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях [7].
Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ (далее ФЗ № 63-ФЗ) по сравнению с ФЗ № 1-ФЗ существенно расширяет сферу использования цифровой подписи, распространяя ее на публично-правовые отношения. Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 63-ФЗ регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий[8].
Согласно ФЗ № 59-ФЗ принятие и рассмотрение органами публичной власти обращений граждан в письменной или электронной форме, является исполнением государственной и муниципальной функции. При этом следует отметить, что ФЗ № 59-ФЗ не устанавливает запрета для органов публичной власти о требовании в целях идентификации личности, удостоверении обращения в электронной форме, посредством электронной подписи.
Помимо этого, ч. 1 ст. 3 ФЗ № 59-ФЗ не исключает регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением граждан, иными федеральными законами, к которым может быть отнесен и ФЗ № 63-ФЗ.
Таким образом, в связи с принятием ФЗ № 63-ФЗ может найти применение цифровой подписи при обращении граждан в органы публичной власти в электронной форме.
На наш взгляд, использование цифровой подписи в сфере публично-правовых отношений, должно быть ограничено сферой оказания государственных или муниципальных услуг, и не должно распространяться на сферу обращений граждан в публичные органы в электронной форме.
[1] Под органами публичной власти подразумеваются органы государственной власти и органы местного самоуправления.
[2] Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ // Российская газета. № 4061 от 5 мая 2006.
[6] Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ // Российская газета. № 4061 от 5 мая 2006.
[7] Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» // СЗ. РФ. 2002. № 2. Ст. 127
[8] Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ // Российская газета. №4061 от 8 апреля 2011 г.
zakon.ru