Формы земельных платежей в рф: ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли \ КонсультантПлюс
Содержание
особенности бухучета и налогообложения — Журнал «Налоговая политика и практика»
Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендует земельный участок у Комитета по управлению имуществом города (далее — Комитет). 07.12.2017 организацией было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее — Комиссия). 21.12.2017 Комиссия вынесла решение об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка. Дата утверждения новой кадастровой стоимости — 21.12.2017, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН — 11.01.2018. Комитет произвел перерасчет арендной платы начиная с 2017 года, выдал акт сверки 14.02.2018. В 2017 года в декларации по налогу на прибыль отражен налог к уплате. В каком периоде, во избежание штрафных санкций, следует отразить уменьшение размера арендной платы, учтенной в составе расходов в 2017 году, для целей налогообложения по налогу на прибыль: в 2017 году с последующим предоставлением корректировочных налоговых деклараций по налогу на прибыль или в 2018 году?
По данному вопросу эксперты ГАРАНТ придерживаются следующей позиции:
Организация в рассматриваемой ситуации не должна представлять уточненные декларации по налогу на прибыль организаций за прошлый налоговый период (2017 год), равно как и доплачивать налог на прибыль и пени за указанные периоды. Перерасчет арендных платежей, уплаченных в 2017 году, организации следует отразить в составе внереализационных доходов текущего налогового периода, руководствуясь датой документа, служащего основанием для произведения расчетов (акт сверки, выданный Комитетом по управлению имуществом).
Однако не исключаем, что контролирующие органы могут придерживаться иного мнения, полагая, что уменьшение арендной платы следовало квалифицировать как ошибку (искажения) налоговой базы по налогу на прибыль за 2017 год.
Обоснование позиции:
Основания для изменения арендной платы
Пункт 1 ст. 65 Земельного Кодекса РФ (далее — ЗК РФ) закрепляет принцип платности пользования землей в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. В отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы определяется в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16. 07.2009 N 582 (п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ). Данным постановлением утверждены также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).
При этом в случае расчёта арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с пп. «а» п. 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчёту по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Однако в рассматриваемом случае кадастровая стоимость была изменена в результате разрешения спора о размере ранее установленной кадастровой стоимости. То есть фактически было признано, что кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, и решением об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка кадастровая стоимость была поправлена.
Абзацем пятым ст. 24.20 Федерального закона РФ от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, в связи с изменением (уменьшением) кадастровой стоимости земельного участка осуществлен перерасчет арендной платы за прошлый период (2017 год) исходя из новой кадастровой стоимости.
Учет арендной платы для целей исчисления налога на прибыль
В общем случае арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Обязательным условием для учета расходов в целях налогообложения прибыли является их документальное подтверждение в силу п. 1 ст. 252 НК РФ, при этом согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде арендных платежей может признаваться дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или же последний день отчетного (налогового) периода.
Таким образом, до вынесения государственным органом решения об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы был установлен договором аренды, на основании которого арендная плата в установленном размере правомерно учитывалась организацией в расходах при расчете налога на прибыль, что соответствовало требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога изменяется при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Таким основанием является (п. 1 ст. 81 НК РФ):
— неотражение или неполнота отражения сведений;
— ошибки (искажения), обнаруженные в текущем периоде, но относящиеся к прошлым периодам.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
По нашему мнению, первое основание подразумевает сведения, которые имелись (или должны были быть в наличии) на момент составления декларации, однако не нашли в ней своего отражения.
Во втором основании понятие ошибки для целей НК РФ применяется в том значении, в каком оно используется в п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010) (п. 1 ст. 11 НК РФ, письма Минфина России от 13.04.2016 N 03-03-06/2/21034, от 04.11.2014 N 03-03-06/1/62348).
Так, не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010).
Вместе с тем заметим, что понятие «искажение» положениями ПБУ 22/2010 не установлено.
Таким образом, для того, чтобы определить, в каком налоговом периоде производится перерасчет расходов, необходимо установить, является ли такой перерасчет результатом обнаружения налогоплательщиком самостоятельно ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы прошлого налогового периода либо результатом изменения фактических обстоятельств, произошедших в текущем налоговом периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 N Ф07-7701/12 по делу N А21-2332/2012).
По нашему мнению, к факту принятия государственным органом решения об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка, повлекшего перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка за прошедший налоговый период, необходимо относиться в анализируемой ситуации как к новому обстоятельству, возникшему в текущем налоговом периоде.
В соответствии с этим полагаем, что перерасчет арендных платежей, уплаченных в 2017 году, организации следует отразить в составе внереализационных доходов, перечень которых, в силу абзаца второго ст. 250 НК РФ, не является исчерпывающим, руководствуясь датой документа, служащего основанием для произведения расчетов (акт сверки, выданный Комитетом по управлению имуществом).
Отметим, что официальных разъяснений по аналогичным ситуациям нами не обнаружено.
В письме Минфина России от 12.11.2012 N 03-03-10/126 указывается, что вынесение судебного решения об изменении цены договора (стоимости работ) по иску одной из сторон договора свидетельствует о неправильном применении стороной (сторонами) договора норм гражданского права при заключении или исполнении соответствующего договора в части определения стоимости переданного объекта, что по своему экономическому смыслу эквивалентно ошибке.
В последних своих разъяснениях Минфин России придерживается позиции, что изменение договорной стоимости (цены) товаров (работ, услуг) и возникшие в связи с этим доходы или расходы «учитываются в порядке, предусмотренном ст. 54 НК РФ, поскольку в результате таких изменений происходит искажение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за прошлый отчетный (налоговый) период» (письма Минфина России от 19. 03.2018 N 03-03-06/1/16725, от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7833, от 12.07.2017 N 03-03-06/1/44103). При этом финансовое ведомство уже не обращается в терминологии, содержащейся в ПБУ 22/2010.
По нашему мнению, приведенные выводы финансового ведомства справедливы для случаев изменения цены вследствие изменения объемов или качества товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) в прошлых периодах (например, как в ситуации, отраженной в письме Минфина России от 14.02.2017 N 03-07-09/8251).
Кроме того, в анализируемом случае стоимость аренды участка определяется на основании нормативных актов, а не в силу договоренности сторон.
К тому же принятие Комиссией решения об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка является изменением фактических обстоятельств, произошедшим в текущем налоговом периоде. То есть нет оснований считать пересчет арендной платы вследствие изменения кадастровой стоимости земельного участка ошибкой или искажением при исчислении налоговой базы в прошлом периоде.
Поэтому мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемой ситуации организация не должна представлять уточненные декларации по налогу на прибыль организаций за прошлый налоговый период, равно как и доплачивать налог на прибыль и пени за указанный период.
Сумма переплаты арендной платы, образовавшаяся в результате ее пересчета исходя из новой кадастровой стоимости, подлежит учету в составе внереализационных доходов текущего налогового периода.
Однако не исключаем, что контролирующие органы могут придерживаться иного мнения. В целях снижения налогового риска организация может использовать свое право налогоплательщика на обращение за разъяснениями в территориальный налоговый орган или Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности
Размер арендной платы, условия и периоды внесения платежей за использование земли регулируются российскими законами.
На территории РФ земельные участки в большинстве случаев предоставляются гражданам возмездно, то есть за определенную плату (за исключением случаев, предусмотренных законом). Подобная норма права установлена ст. 65 ЗК РФ.
Согласно Земельному кодексу РФ одной из форм возмездного пользования наделами считается арендная плата за земли сельскохозяйственного, жилого, лесного или иного предназначения.
Однако размеры арендной платы варьируются и зависят от многочисленных условий, прописанных в ЗК РФ, в частности, в ст. 39.7, а также в федеральных законах и законах субъектов РФ.
Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков
Определение арендной платы за земельный участок – вопрос, который занимает умы практикующих юристов не первый год.
Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.
Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.
Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.
В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.
Арендные платежи за землю
Арендные платежи за земли сельскохозяйственного, жилого, коммерческого, лесного и прочего назначения (не следует путать с таким понятием как налог), а точнее формы их воплощения в жизнь, гражданским законодательством РФ классифицируются следующим образом:
- арендные платежи за арендуемое имущество в твердой валюте, которые вносятся либо в определенный временной период, закрепленный в законодательном порядке, либо единовременно.
В качестве основной валюты выступает российский рубль.
- платежи за наделы сельскохозяйственного, жилого, коммерческого или огородоводческого и прочего назначения могут осуществляться в натуре, в частности, в виде установленной доли от полученной продукции или поставляемых услуг.
- возмездной основой может выступать также предоставление арендодателю конкретных услуг со стороны арендатора, что закрепляют законодательные правила.
- расчет и определение платежа за аренду может осуществляться также посредством передачи в срочное или постоянное пользование конкретной вещи или имущества, что закрепляют собой законодательные правила.
- арендная плата за земли сельскохозяйственного или иного назначения может взиматься в виде возложения на арендатора обязанности нести все затраты на эксплуатацию и поддержание должного состояния арендуемого имущества.
- расчет арендной платы может происходить посредством смешения перечисленных выше форм, а также иными способами, которые не противоречат закону.
В частности, берется во внимание и земельный налог.
Расчет арендных платежей за земельный участок
Кроме того, помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственная регламентация арендных платежей осуществлена в ЗК РФ.
В частности, в Земельном кодексе РФ официально закреплены некоторые особенности того, как происходит определение размера арендной платы за землю.
Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.
В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.
Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т. е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:
- два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
- три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
- полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.
Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.
Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:
- Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
- Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
- Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
- Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
- Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.
Размер арендной платы земли сельскохозяйственного назначения
Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования. В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки. Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).
При этом максимально допустимый размер платежа не устанавливается законодательством.
Однако нормативно-правовые акты подразумевают, что производить изменение условий арендного договора можно не чаще, чем 1 раз в год.
Рассчитать платеж может каждый арендатор самостоятельно. Для этого необходимо умножить размер выделяемой площади на единицу стоимости имущества (или же продукции). Среднее значение и представляет собой платеж по заключенному договору аренды.
Кроме того, некоторые контракты требуют от арендатора и арендодателя рассчитать общую стоимость земельного участка, предоставляемого в аренду. В этом случае следует перемножить средний показатель арендной платы и количество месяцев пользования наделом.
Изменение размера арендной платы в одностороннем порядке
Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.
Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.
В частности, изменение в одностороннем порядке возможно в том случае, если собственник земельного участка заранее известит арендатора о том, что произошло уменьшение или увеличение арендной платы.
В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Земельный налог | ФТС | ФНС России
Правительство России
Министерство финансов
/
Физические лица / Налоги, уплачиваемые физическими лицами /
Налогоплательщики
организации, физические лица и индивидуальные предприниматели – собственники земельных участков
Объект налогообложения
Земельный участок
Налоговая база
Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января отчетного года
В случае регистрации нового земельного участка в течение налогового периода кадастровая стоимость устанавливается на дату регистрации земельного участка.![]()
Отчетный период
Отчетными периодами для предприятий являются первый, второй и третий кварталы. Отчетность за отчетный период не представляется, однако налогоплательщики (юридические лица и индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи, если иное не установлено муниципальными актами.
Налоговый период
Календарный год
Налоговая ставка
Ставки устанавливаются локальными законодательными актами и не могут превышать ставок, установленных НК РФ:
0,3% — для земель сельскохозяйственного назначения, объектов жилищно-коммунального хозяйства;
1,5% — для иных видов землепользования
Ставки налога могут быть дифференцированы в зависимости от разрешенных видов землепользования.
Расчет налога для:
- организации и индивидуальные предприниматели
Организации производят самооценку сумм налогов и авансовых платежей
- физических лиц
Налоговые органы производят исчисление налога для физических лиц на основании данных, предоставленных органами регистрации и кадастра.
![]()
Налоговый платеж
Налог и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные локальными законодательными актами муниципальных образований.
Организации и индивидуальные предприниматели:
Дата не может быть установлена ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Физические лица:
Дата не может быть установлена ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация
Организации и индивидуальные предприниматели:
Не позднее 1 февраля по истечении налогового периода
Массовая оценка земли в Российской Федерации
Крах коммунизма в начале 1990-х годов положил начало эре политических и экономических реформ в России и на всем постсоветском пространстве, которые принесли демократию и свободную рыночную экономику в страны, ранее не имевшие опыт работы с любым из этих понятий. В России приватизация земли была одним из первых пунктов программы реформ, и к концу 1992 г. российский парламент принял федеральный закон «О плате за землю». Этот закон устанавливает нормативную стоимость земли, дифференцированную по регионам, для целей налогообложения, а также основу для аренды и покупки земли. В то время в стране не было рынка земли, поэтому это считалось очень прогрессивной мерой. Земли, ранее находившиеся в государственной собственности, были быстро розданы частным лицам, и к 1998 около 129 миллионов гектаров земли находились в частной собственности около 43 миллионов землевладельцев. Введение права частной собственности на землю означало также введение земельного налога, поскольку собственники или пользователи земельных участков получили право платить за свои недвижимое имущество.
Экономические реформы в России сопровождались инфляцией, исчислявшейся тысячами процентов ежегодно. Чтобы сохранить доходность, местные и региональные власти соответствующим образом скорректировали нормативную стоимость земли. По мере того, как активность на рынке земли начала развиваться в середине 19 в.В 90-е годы некоторые из этих органов власти использовали информацию о рыночных ценах для корректировки стоимости земли. В результате земельные налоги стали абсолютно не соответствовать экономической ситуации, а суммы налогов несопоставимы для аналогичных объектов, находящихся в разных юрисдикциях.
К концу 1990-х годов в системе земельного налога появились недостатки, которые потребовали проведения налоговой реформы в общенациональном масштабе. Основные черты налоговой реформы включали следующие черты:
- Земельный налог станет местным налогом.
- В то время как плавающие налоговые ставки будут устанавливаться органами местного самоуправления, максимально возможные налоговые ставки будут устанавливаться федеральным законодательством.
- Федеральное правительство разработает правила и процедуры массовой оценки земельных участков.
- Налоговой базой будет кадастровая стоимость земельных участков.
- Органы земельного кадастра будут предоставлять информацию об объектах налогообложения и стоимости их облагаемых налогом земель в налоговые и налоговые органы.
Реформа земельного налога рассматривается как часть более широкой реформы налога на имущество. Действующая система налога на имущество в России включает ряд налогов: налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; земельный налог; и налог на недвижимость. В то время как первые три действуют, четвертый налог тестируется в качестве эксперимента с 1997 в двух городах, Новгороде Великом и Твери (Мальме и Янгман 2001, глава 6). Ожидается, что когда Россия будет в состоянии ввести налог на недвижимость на национальном уровне, первые три налога будут отменены.
В 1999 году Службе земельного кадастра России, органу управления земельными ресурсами федерального правительства, была поручена разработка методов массовой оценки и проведение первой в стране массовой оценки всей земли. Правительство выбрало массовую оценку, определив сравнение продаж, доходный и затратный подходы в качестве основных моделей оценки, которые необходимо было разработать. Земля оценивается по стоимости ее участка, как если бы она была свободна.
Однако внедрение системы массовой оценки сдерживается отсутствием надежных данных о рынке земли. Рынок жилья является единственным развитым рынком в России, который характеризуется большим количеством сделок купли-продажи. Эти сделки распределены по стране неравномерно: для крупных городов характерно большое количество сделок и высокие цены на квартиры, тогда как для малых городов и поселков примеров реализации недвижимости немного. На национальном земельном рынке ежегодно регистрируется около 5,5 млн сделок, из которых лишь около 6% приходится на сделки купли-продажи. Официальные данные органов земельной регистрации не могут быть использованы в качестве источника данных, поскольку стороны сделки часто скрывают истинную рыночную цену, чтобы избежать уплаты налогов на передачу.
Отсутствие надежных рыночных данных вынудило разработчиков моделей массовой оценки определить другие факторы, которые могут влиять на рынок земли. Модель, разработанная для оценки городских земель, включала около 90 слоев информации, географически привязанных к цифровым земельно-кадастровым картам городов и поселков. Помимо доступной рыночной информации, эти слои данных включали характеристики физической инфраструктуры, такой как транспорт, коммунальные услуги, школы, магазины и другие структуры. Факторы окружающей среды также принимаются во внимание.
Методами массовой оценки в России выделено 14 видов использования городских земель, которые могут быть отнесены к каждому кадастровому кварталу. Таким образом, модель может установить налоговую базу в соответствии с текущим или наиболее эффективным землепользованием. Фактическая налоговая база, устанавливаемая по каждому земельному участку, рассчитывается как произведение цены квадратного метра земли в кадастровом квартале на площадь участка.
Потребовался один год разработки и испытаний модели и два года дальнейшей работы, чтобы завершить кадастровую оценку городских земель по всей России. Фактические результаты оценки показывают, что модель точно работает с землями, занятыми под жилищный сектор. Корреляция между фактическими рыночными данными и результатами массовой оценки составляет от 0,6 до 0,7 по шкале от 0 до 1,0 с большей точностью в районах, где рынок земли лучше развит.
Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения производится на основе доходного подхода, поскольку доступность информации о рынке земель сельскохозяйственного назначения крайне ограничена. Законодательство, разрешающее продажу сельскохозяйственных земель, вступило в силу в начале 2002 года. Данные, используемые для оценки сельскохозяйственных земель, включали информацию о почвах и фактические показатели сельскохозяйственного производства за последние 30 лет. Массовая оценка лесных земель также основывалась на доходном подходе. В российском земельном законодательстве также выделяется особая группа земель промышленного назначения, расположенных за чертой города, в которую входят промышленные объекты, автомобильные и железные дороги, объекты энергетики и транспорта. Эти земли оказались сложным объектом для массовой оценки, потому что на них очень много уникальных типов строений и объектов; вместо этого к ним часто применяется индивидуальная оценка.
За последние четыре года около 95 процентов территории России было оценено с использованием методологии массовой оценки. Федеральная служба земельного кадастра продолжает совершенствовать и совершенствовать свои методы подготовки к вступлению в силу соответствующего законодательства, разрешающего введение нового земельного налога, основанного на стоимости. В этот период Кадастровая служба организовала Семинар по системам массовой оценки земли (недвижимости) для целей налогообложения в Москве в 2002 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Он также собрал делегацию для участия в курсе Института Линкольна «Внедрение системы массовой оценки на основе рыночной стоимости для налогообложения недвижимого имущества» в Вильнюсе в 2003 году (см. соответствующую статью).
Оверчук Алексей Леонидович является заместителем начальника Федеральной службы земельного кадастра России и заместителем председателя Рабочей группы по управлению земельными ресурсами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).