Категории земель земельный кодекс рф: что это такое и как выбрать
Содержание
Относительно перевода земель и (или) земельных участков из одной категории в другую
В исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступило ходатайство о переводе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Указанный земельный участок образован для целей охраны государственной границы и для обустройства самой линии государственной границы.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.
В связи с чем, прошу Вас дать разъяснения (пояснения) относительно органа уполномоченного на осуществление перевода указанного земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.
Как следует из положений статьи 49, пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, к федеральным нуждам относятся: выполнение международных обязательств Российской Федерации; размещение объектов федеральных энергетических систем; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; автомобильных дорог федерального значения, а также, размещение объектов федерального значения. При этом указанный перечень федеральных нужд не является исчерпывающим.
Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 162-р.
Понятие объектов федерального значения определено подпунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом из содержания подпункта 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что не все объекты федерального значения подлежат отображению на документах территориального планирования, а только объекты в областях, непосредственно указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Вопрос об отнесении объекта, не подлежащего отображению в документах территориального планирования, к объектам федерального значения должен решаться в зависимости от соответствия таких объектов признакам, предусмотренным подпунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон планируемого размещения объектов федерального значения также указываются в проекте планировки территории. При этом ограничение, предусмотренное частью 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации применимо только в отношении объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования.
Таким образом, размещение объектов федерального значения должно быть обусловлено документом территориального планирования Российской Федерации либо документацией по планировке территории (в случае, если такой объект не подлежит отображению в документах территориального планирования).
По мнению Департамента недвижимости, при отсутствии сведений об объекте в документе территориального планирования Российской Федерации либо в документации по планировке территории (с правовым статусом, как объект федерального значения), то решение о переводе земельного участка из одной категории в другую может быть принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Ст. 7 ЗК РФ с Комментариями 2022-2023 года (действующая редакция с последними изменениями)
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
1. Деление земель на категории в зависимости от их целевого назначения традиционно для российского земельного права, соответствующие семь категорий земель существовали и в советский период, они выделялись всеми предыдущими земельными кодексами. Небольшие изменения претерпели лишь названия данных категорий. Так, категория, называвшаяся прежде «земли населенных пунктов», комментируемым Кодексом первоначально была названа «земли поселений», но после пяти лет действия данного Кодекса было решено вернуться к прежнему названию, и в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, данная категория называется «земли населенных пунктов».
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Главы XIV — XVIII ЗК посвящены особенностям правового режима каждой из семи категорий земель.
2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК. Например, в соответствии со ст. 87 данного Кодекса земли промышленности используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.
Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.
Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье 7 ЗК РФ, регулируется Градостроительным кодексом. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном статьёй 39 Градостроительного кодекса РФ.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
3. Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий . Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.
———————————
См. ФЗ о территориях природопользования коренных малочисленных народов.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.
Субъекты РФ в соответствии со спецификой конкретного региона в своих нормативных правовых актах (таких, как, например, Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. «О северном домашнем оленеводстве» (в ред. от 25 апреля 2006 г.)) также устанавливают правила охраны, предоставления и использования таких земель.
Двухпроцентное решение Уильяма П. Крацке :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
91 страница
Опубликовано: 22 ноября 2010 г.
Посмотреть все статьи Уильяма П. Крацке
Университет Мемфиса – Юридическая школа Сесила С. Хамфриса
Дата написания: 2003
Резюме
25 октября 2001 года Президент Владимир Путин подписал Земельный Кодекс Российской Федерации в закон. Фракции в Думе широко обсуждали предложенный Земельный кодекс в течение 19-го века.90-е. Коммунисты и аграрии, по сути, выступали за возврат к недобрым старым временам. Новый закон распространяется только на 2% всей земли в России, но на очень ценные 2%, т.е. на городскую землю и дачную собственность. Кодекс предоставляет возможности для большого успеха или неудачи. Это частично закон о зонировании, закон об окружающей среде, закон о выдающихся владениях, закон о сохранении исторического наследия, закон о «Суперфонде», закон о неприкосновенности частной собственности и закон о неприятностях. Кодекс также отражает традиционную для России заботу о сельском хозяйстве. Он устанавливает принципы федерализма в земельных делах, разграничивая соответствующие регулирующие органы Российской Федерации, регионов и муниципалитетов. Новый Земельный кодекс признает принципы частной собственности, включающие право продажи земли как необходимое условие ее эффективного использования. Советская система государственной собственности отвергала эти принципы. Большая часть нового Земельного кодекса не создает никаких новых или незнакомых принципов. Однако сама широта Кодекса должна охватывать или отметать любое количество федеральных, республиканских и местных законов. Кодекс исподтишка признает различные недостатки должностных лиц органов местного самоуправления. В этой статье дается первый взгляд на новый Земельный кодекс, рассматриваются его положения и поднимаются некоторые юридические и практические вопросы, требующие решения.
Рекомендуемое цитирование:
Рекомендуемая ссылка
Крацке, Уильям П. , Новый земельный кодекс России: двухпроцентное решение (2003 г.). Миннесотский журнал международного права, Vol. 12, № 1, 2003 г., Исследовательский документ по юридическим исследованиям Университета Мемфиса № 84, доступен на SSRN: https://ssrn.com/abstract=1713224
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Рекомендуемые статьи
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь
(необходимый)
Электронная почта
(необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясному времени США, с понедельника по пятницу.
№ 136-ФЗ от 25 октября 2001 г. Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г. Подробно. Оглавление Статья 1. Основные принципы земельного законодательства Статья 12. Цели охраны земель Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками Статья 25. Основания возникновения прав на землю Статья 40. Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном Статья 59. Признание права на земельный участок Статья 65. Платность за пользование землей Статья 67. Статья 71. Государственный земельный контроль Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения Статья 83. Понятие земель населенных пунктов Статья 87. Состав земель промышленности, электроэнергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земель обеспечения космической деятельности, земель обороны и безопасности и земель иного специального назначения Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий |