Прописка это место жительства или регистрации: Прописка и регистрация — что это и в чем разница

Чем отличается место жительство от места регистрации \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Чем отличается место жительство от места регистрации

Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается место жительство от места регистрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Регистрация по месту жительства:
  • Адресный листок прибытия
  • Выписаться из квартиры
  • Документы для регистрации по месту жительства
  • Домовая книга
  • Домовая книга отменена
  • Показать все

Еще

  • Регистрация по месту жительства:
  • Адресный листок прибытия
  • Выписаться из квартиры
  • Документы для регистрации по месту жительства
  • Домовая книга
  • Домовая книга отменена
  • Показать все

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15. 12.2022 N 17АП-14561/2022-ГК по делу N А60-37679/2022
Требование: О признании договора об открытии банковского счета недействительным.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, из материалов дела следует, что фотография на гражданском паспорте руководителя истца Лукина В.М., копия которого имеется в материалах дела, и оригинал которого представлен суду апелляционной инстанции в судебном заседании, не соответствует фотографии в паспорте, представленном ответчику в целях открытия счета. При этом подпись, выполненная от имени лица, выдавшего паспорт, отличается от подписи лица, указанной в оригинальном паспорте Лукина В.М., имеются разночтения в данных о дате регистрации Лукина В.М. по месту жительства. Предоставленный суду апелляционной инстанции паспорт Лукина В.М. содержит сведения о дате регистрации по месту жительства «22 июля 1997 года», предоставленный в банк паспорт содержит сведения о дате регистрации по месту жительства «18 сентября 1992 года». Также имеющиеся в материалах дела копии паспортом имеют разночтения относительно написания органа, выдавшего документ.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2021 N 88а-7763/2021 по делу N 2а-55/2021
Категория спора: Признание граждан относящимися к социально защищенной категории населения.
Требование заявителя: О признании недействительным решения об отказе в присвоении звания.
Обстоятельства: Истец ссылается на тот факт, что ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства.
Решение: Удовлетворено.Отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации — по месту жительства или по месту пребывания. В данном случае материалы дела не свидетельствуют о регистрации К. на территории Хабаровского края по месту пребывания.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Ситуация: Что такое апартаменты и чем они отличаются от квартиры?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2023)В связи с тем что апартаменты относятся к категории нежилых помещений, в них, в отличие от квартиры, нельзя оформить регистрацию по месту жительства. Регистрация по месту пребывания в апартаментах возможна при условии отнесения их к гостинице или другому подобному учреждению (п. 3 разд. I, п. 14 разд. II Правил).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
(«Главная книга», 2020, N 16)Предлагается обязать всех ИП регистрироваться по месту предпринимательской деятельности (если оно отличается от места жительства по паспорту) в качестве налогового агента по НДФЛ. Местом предпринимательской деятельности будет считаться место нахождения недвижимости, которое используется для получения прибыли, продажи товаров или оказания услуг, а также оборудования стационарных рабочих мест на срок более месяца.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 N 22-П
«По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма»Следовательно, в настоящее время понятие места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации содержит указание на его связь как с жилым помещением, так и с иным помещением, а также с учреждением или организацией, которые перечислены в пункте 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в качестве принимающей стороны и у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Такое регулирование не исключает вывода о том, что место пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) не приравнивается к месту (адресу) его проживания, а значит, допускается его учет по месту пребывания и в иных местах, где он осуществляет трудовую деятельность (находится), т.е. в этой трактовке учет иностранных граждан (лиц без гражданства) по месту пребывания напрямую не связан — в отличие от регистрации по месту жительства (и по месту временного пребывания) российских граждан и постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан — исключительно с местом проживания.

Приказ ФНС России от 08.05.2020 N ЕД-7-14/323@
«Об утверждении формы заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе, порядка ее заполнения, формата представления заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе в электронной форме, а также форм уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе и уведомления о снятии с учета физического лица в налоговом органе»
(Зарегистрировано в Минюсте России 08. 07.2020 N 58864)В строке «Населенный пункт (город, деревня, село и прочее)» в поле «вид» указывается вид населенного пункта без сокращений (город, деревня, село, поселок и прочее), в поле «наименование» указывается наименование в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (при отсутствии места жительства). При указании адреса на территории городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь строка «Населенный пункт» заполняется только в том случае, если тип и наименование населенного пункта отличается от наименования самого города федерального значения.

ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА, КАК ПОЛУЧИТЬ И ПОЧЕМУ ЕЕ ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ — Открытая полиция

Младший научный сотрудник института проблем правоприменения Кузнецова Дарья специально для проекта КГИ «Открытая полиция»

Регистрация по месту жительства введена государством в целях административного учета граждан. Так написано в основном федеральном законе, регулирующем регистрацию – «о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В свою очередь регистрационный учет требуется для обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Что стоит за этими формулировками? 

Регистрация — это фиксация в установленном порядке сведений о месте жительства/пребывания гражданина Российской Федерации. По постоянному или преимущественному месту жительства оформляется постоянная регистрация. В случае если вы проживаете где-то временно, то оформляется временная регистрация по месту жительства (например, если вы снимаете квартиру и собственник готов вас там временно прописать) или по месту пребывания (например, в гостинице, санатории, туристической базе, медицинской организации или учреждении уголовно-исполнительной системы, при проживании в монастыре и так далее).  

В случае смены фактического места жительства можно проживать на новом месте без регистрации не дольше 90 дней. Дальше необходимо или получать новую постоянную регистрацию или в дополнение к ней временную (постоянная при этом не прекращается). Можно не менять регистрацию если место жительства меняется в границах одного субъекта РФ, например, если вы зарегистрированы в одном населенном пункте, а приехали жить и работать в столицу региона. Регистрация по месту пребывания осуществляется администрацией соответствующего учреждения. Регистрация по месту жительства осуществляется подразделениями по вопросам миграции МВД России. В процедуру регистрации постоянно вносятся изменения, сейчас возможно оформление заявки на регистрацию через портал Госуслуг. Для этого нужно подготовить пакет документов: заявление, документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие регистрацию по конкретному адресу. В случае покупки нового жилья в собственность или если вы переезжаете к родственникам, которые готовы вас зарегистрировать, все происходит довольно легко.  

Проблемы возникают, когда вы переезжаете в другой регион, работаете, снимаете квартиру и в целом ведете законопослушную жизнь, но ваш арендодатель ни под каким предлогом не соглашается вас временно зарегистрировать. Важно понимать, что сегодня никакая регистрация ни постоянная, ни временная не влечет никаких прав на собственность, а предоставляет только право проживания и пользования жилым помещением. Однако собственники до сих пор довольно настороженно относятся даже к временной регистрации, срок которой может быть ограничен договором аренды. Кроме того, это в любом случае требует бюрократических усилий от собственника, на которые он готов пойти только при сильном к вам расположении. Обязательств вас зарегистрировать у него нет даже при официальном договоре аренды. А для того чтобы зарегистрировать человека в комнате в квартире с несколькими долевыми собственниками (не коммуналка в строгом смысле этого слова, но похоже), требуется получить согласие от всех собственников в этой квартире. Хорошо если комнат (и собственников) всего три, а не восемь. И хорошо, если эти соседи адекватны и доступны. Поэтому получить даже временную «прописку» в случае переезда в другой город очень непросто. Это приводит к тому, что множество людей живут не по месту постоянной регистрации и не имеют временной.

Необходимость подтверждать постоянную или временную регистрации появляется в различных обстоятельствах, но зачастую в отношениях «гражданин – государство» как формальность в списке прочих документов для получения государственных услуг. 

Люди, у которых адрес регистрации по месту жительства и фактический адрес проживания совпадают, зачастую не осознают, как часто требуется регистрация, насколько непросто ее сменить в случае переезда и в каких неожиданных местах можно столкнуться с ограничением прав в связи с ее отсутствием. Например, с невозможностью пройти некоторые медицинские комиссии (нарколога и психиатра для водительского удостоверения) или с трудностями подать гражданско-правовой иск в суд не по месту регистрации. И в любой момент вы находитесь под угрозой административного штрафа (ведь фактически вы нарушаете требование законодательства, проживая не там, где зарегистрированы). При этом в случае формального оформления отношений «гражданин-гражданин» несовпадение постоянной или временной регистрации и фактического места проживания практически никогда не имеет никакого значения (например, при заключении гражданско-правового договора). Можно сказать, что регистрация по месту жительства в том виде, в котором она существует сейчас, нужна в первую очередь именно государству для административного учета граждан.

Как же государство использует информацию о вашей регистрации?

Число зарегистрированных граждан учитывается при градостроительстве (например, при планировании транспортных потоков, расчете необходимого количества школ, библиотек и других подобных объектов). Однако для таких расчетов используется агрегированная информация о количестве проживающих (в данном случае официально зарегистрированных) на территории и, кажется, что чем точнее были бы эти цифры, тем лучше. Поэтому важнее, чтобы государственные органы знали о фактически проживающих на территории гражданах, а не о формально зарегистрированных. 

Основная причина почему регистрация до сих пор актуальна для государственных органов – это отсутствие общероссийских реестров и баз данных. Там, где такие базы появляются, актуальность регистрации сразу пропадает. Яркий пример этому – назначение социальных выплат на региональном и федеральном уровне. Для получения пособий из федерального бюджета местная регистрация не требуется и можно обратиться в любой орган социальной защиты населения по месту фактического проживания. Его сотрудники сделают запрос в министерство труда, не получал ли обратившийся такое пособие в другом месте, и назначат выплаты. Но оформить так региональные выплаты по месту проживания не получится. Органы соцзащиты не могут проверить, получает ли человек с постоянной пропиской другого региона такие же (или похожие, так как их перечень и объем обычно отличается) выплаты в регионе постоянной прописки или любом другом, потому что общей базы данных у регионов нет. А допустить ситуацию двойных выплат нельзя. Так что получить разовую выплату на первоклассника (есть в некоторых регионах) без местной регистрации не получится, даже если вы можете доказать, что живете и работаете здесь и ребенок ваш пойдет в школу тоже тут. Тот же самый принцип работает в здравоохранении: по месту фактического проживания (при условии, что вы уведомили свою страховую компанию об адресе), можно получить не только медицинскую помощь по стандарту ОМС, но даже высокотехнологичную медицинскую помощь, несмотря на то, что она квотирована на регион. А вот психиатр города Саратов не может посмотреть, не стоите ли вы на учете в Новосибирске по месту постоянной регистрации, поэтому за заключением для водительского удостоверения придется ехать туда.

Помимо боязни одновременных выплат, регистрация помогает отфильтровывать «своих» и «не своих» жителей. В оптике региональных и муниципальных властей местные пособия — это способ удержать и привлечь население (а значит увеличить налоговую базу). Что представляет собой довольно противоречивую логику в другом примере: о предоставлении социальной поддержки по жилью. Для молодых семей предусмотрены источники финансирования (30-35% от стоимости жилья) из региональных или муниципальных бюджетов. Но если муж и жена зарегистрированы в разных местах, они могут обратиться там, где живут, по месту регистрации одного из супругов, но второму придется доказывать факт проживания через суд. Если за год очередь на получение подобной социальной поддержки не подошла, то придется сходить в суд ещё раз, и каждый год до момента получения субсидии или пока не надоест. Поэтому если вы из Находки и случайно вышли замуж за жителя Краснодара, снимаете вместе с мужем квартиру и планируете ипотеку, то лучше вам сразу подружиться с родственниками мужа настолько, чтобы они были готовы вас прописать в своей квартире.

Другая важная функция административного учета в том, что он является источником информации для правоохранительных органов. Контролируют соблюдение паспортно-регистрационных правил сотрудники территориальных подразделений ГУВМ МВД (Главного управления по вопросам миграции), которые регистрируют граждан по месту жительства, и участковые уполномоченные полиции, которые эту регистрацию проверяют. Для самих органов полиции необходимость паспортно-регистрационной системы сформулирована следующим образом: она помогает в розыске преступников, пропавших без вести, способствует в профилактике и предупреждении нарушений и в целом обеспечивает охрану общественного порядка и безопасности. На практике эффективность использования данных о проживающих на подведомственной территории для правоохранительных органов вызывает вопросы. Около 19 % опрошенных в категории 31-45 лет и 25 % в категории младше 30 лет не живут по месту регистрации. То есть переезжают на новое место жительства, не уведомляя об этом государство, и, соответственно, находятся за пределами официальной статистики. Но при этом мы не видим большого количества административных штрафов по статье 19.15.1 КоАП (проживание в жилом помещении без соответствующей регистрации). За редким исключением, в отчетах участковых уполномоченных полиции мы не встречаем ни одного такого нарушения за год (для сравнения нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ значительно чаще применяемый состав). До тех пор пока человек не попадает в поле зрение участкового по какому-либо другому основанию, большого внимания к этим нарушениям нет. Иногда появляются истории о массовых проверках паспортов студентов, проживающих не в общежитии, а на съемных квартирах, и другие подобные истории. Но в обычной ситуации сотрудники полиции обращают внимание на более существенные правонарушения и на потенциально более склонных к совершению правонарушений категории граждан. Что логично и правильно, поскольку проживание не по месту регистрации не самое общественно-опасное нарушение, которое требовало бы от участковых особого внимания к этой проблеме в ущерб другим обязанностям. И несмотря на то, что около 15% населения проживает не в том месте, которое зафиксировано у государственных органов, это не мешает сотрудникам полиции справляться с розыском преступников и обеспечивать общественный порядок даже при таком расхождении официальных данных о зарегистрированных и реально проживающих на территории. 

Получается, что даже в целях административного учета, необходимого для организации работы государственных органов, регистрация по месту проживания не является исключительно необходимым условием, а для реализации прав и свобод граждан иногда оказывается скорее препятствием, чем пользой.

«Прописка» или регистрация по месту жительства

Советский термин «прописка» удивительным образом закрепился в сознании граждан и продолжает передаваться из поколения в поколение. На самом деле, с момента распада Советского Союза и возникновения права частной собственности термин «прописка» фактически является рудиментом. В настоящее время согласно действующему законодательству Украины существует понятие регистрации места жительства. То есть все граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории Украины на законных основаниях, обязаны зарегистрировать свое место жительства в течение тридцати дней после выселения или прибытия на новое место.

В соответствии с действующим законодательством регистрация места жительства/пребывания лица осуществляется в течение 24 часов после подачи заявления лично или через представителя.

Кроме того, регистрация лица по месту жительства может осуществляться одновременно со снятием с прежнего места жительства, то есть эта процедура является одновременной и не требует выезда лица со старого места регистрации.

В настоящее время заявления о регистрации/снятии с места жительства принимаются в центрах административного обслуживания, при этом лицо должно предоставить регистратору специальную форму заявления, документ, на котором будет поставлена ​​печать о регистрации, оригинал или нотариально заверенные копии, подтверждающие право собственности или проживания на жилое помещение или решение суда, а в случае представительства через представителя – нотариальную доверенность, а также квитанцию ​​об уплате административного сбора.

Обязательным является согласие собственника общежития на регистрацию лиц, не являющихся несовершеннолетними, которые зарегистрированы по месту регистрации одного из родителей. Также гражданам Украины мужского пола вручается или регистрируется военный билет с отметкой о постановке на учет в органах комиссариата.

Новорожденный ребенок должен быть зарегистрирован родителями в течение трех месяцев со дня рождения, как правило, совместно или по адресу одного из родителей на выбор.

Следует отметить, что регистрация места жительства осуществляется исключительно по одному адресу и по выбору лица. Регистрация на несколько адресов невозможна. Адрес регистрации является служебным и по нему ведется корреспонденция, получение и выдача служебной корреспонденции.

Иностранцам, получившим вид на жительство в виде визы, необходимо зарегистрировать место жительства в течение 30 дней. При этом для дальнейшей замены сертификата и гарантированного отсутствия проблем адрес регистрации должен быть реальным. В случае регистрации по месту «массовой прописки» у иностранца гарантированно возникнут проблемы с органами ДМС и он не сможет оформить вид на жительство и гражданство.

Юридическая фирма «Приходько и партнеры» имеет партнеров в г. Киеве, которые предоставляют свои жилые помещения для регистрации иностранцев с гарантированным лимитом лиц и конкретно для оформления иностранцами видов на жительство, а также гражданства.

Если гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства в течение 30 дней не обратились с заявлением о регистрации на срок проживания, то при любом обращении в органы государственной власти и раскрытии данного факта работник органа регистрации, О совершении правонарушения, предусмотренного статьей 19, МИС или иные органы составляют административный протокол. 7 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Для иностранных граждан штраф за отсутствие регистрации места жительства составляет от 1700 до 5100 гривен. Советуем обращаться к специалистам компании «Приходько и партнеры» по вопросам оформления места жительства/пребывания и исключить возможность возникновения проблем по указанному кругу вопросов.

Прописка — Европейский центр по правам рома

07 июля 2004 г.

Susan Brazier

Справочная информация

Прописка – это разрешение, выдаваемое органами, которые регистрируют место жительства предъявителя. Его использование является наследием внутреннего паспортного режима царского правительства, введенного для контроля за перемещением населения по всей Империи, особенно для управления урбанизацией в конце 19 века. Ограничения на передвижение крестьян были сняты в 1906 году, а вся внутренняя паспортная система была отменена вскоре после революции 1917 года. Однако в декабре 1932 года советское правительство подражало своим предшественникам, вновь введя внутренние паспорта.

В советское время внутренние паспорта выдавались в возрасте 16 лет с возможностью продления каждые пять лет, с пропиской или видом на жительство, проштампованным внутри. Никакое изменение места жительства не может быть произведено без официального разрешения, а отсутствие регистрации влечет за собой штрафы или тюремное заключение. Действительная прописка требовалась для того, чтобы работать, выйти замуж или получить доступ к образованию или социальным услугам. Физические лица должны были предъявлять свои паспорта и прописки для внутренних поездок или по требованию властей или работодателей.

Прописку было особенно трудно получить для некоторых мест, таких как Москва. Многим отказывали в прописке для Москвы практически как правило, в том числе бывшим заключенным, политическим диссидентам и цыганам. Поскольку эти документы было так трудно получить, а иногда их произвольно изымали, взяточничество и фиктивные браки стали обычными методами обхода закона.

Пост 1991

Прописка была официально отменена после распада Советского Союза в 1991. Однако несколько государств-правопреемников продолжают использовать прописку или какую-либо форму официального разрешения для регистрации места жительства, включая Беларусь, Российскую Федерацию и Кыргызстан. Армения, Казахстан, Туркменистан и Украина отменили необходимость получения разрешения, но по-прежнему требуют регистрации по месту жительства. Грузия отменила все формы регистрации, а в Молдове эта практика была объявлена ​​неконституционной в мае 1997 года.

Законы о регистрации часто противоречивы или неясны, применяются бессистемно или просто игнорируются. В Казахстане правительство все еще может отказать в регистрации в определенных местах, особенно в столице. В Украине доступ к социальным пособиям привязан к месту регистрации, то есть люди могут потерять доступ к социальным пособиям после переезда. В Беларуси беженцы столкнулись с трудностями при получении прописки из-за нехватки жилья и бюрократических сложностей. С другой стороны, в Кыргызстане и Таджикистане все еще действующие законы о прописке за последние несколько лет все чаще игнорировались.

Российская Федерация: эволюция системы

В Российской Федерации суды неоднократно пытались решить вопросы регистрации по месту жительства и свободы передвижения. Конституционный суд России отменял прописку пять раз с момента распада Советского Союза, однако законодательные органы на различных уровнях продолжали издавать законы, направленные на контроль за миграцией и проживанием, которые являются вопиюще неконституционными, и система, подобная прописке, все еще действует во многих странах. части страны. От 30 до 40 из 89 россиянВ регионах действуют законы, неконституционно ограничивающие местную миграцию или регистрацию, в том числе в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях и Воронежской области.

Регистрация по месту жительства в России ограничена сетью местных, региональных и национальных нормативных актов, в которых, среди прочего, подробно описывается размер жилой площади, требуемый по закону для выдачи прописки, и перечисляются лица, которые могут спонсировать вновь прибывших в данный район. Огромные сборы, взимаемые за регистрацию, являются еще одной распространенной ограничительной мерой. Эти сборы обычно были самыми высокими в городских центрах и районах, которые могли принимать приток населения из-за этнических конфликтов. В некоторых случаях они могут превышать стоимость дома и достигать нескольких тысяч долларов. 19 апреля№ 96 Московского округа размер регистрационных сборов снижен до 300-кратного размера минимальной месячной заработной платы (примерно 25 000 российских рублей или 890 евро).

2 февраля 1998 г. Конституционный суд признал неконституционными ограничения на срок регистрации по месту пребывания и квоты жилой площади, а также региональные ограничения. Мэр Москвы Лужков в ответ публично заявил, что откажется подчиниться решению суда.

Несколько групп, в частности, неоднократно выделялись международными наблюдателями как подверженные риску ограничительной практики, связанной с пропиской. По данным Совета Европы, «теневые» правила прописки в России привели к многочисленным «обвинениям в вымогательстве или дискриминационном обращении с беженцами, лицами, ищущими убежища, или любым лицом, которое не похоже на славянина». Хьюман Райтс Вотч, Amnesty International, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации и БДИПЧ-ОБСЕ сделали аналогичные замечания, причем последнее также определило, что рома подвергаются особому риску. Бездомные, в том числе лица, лишенные квартир обманным путем, и освобожденные из мест лишения свободы, также часто не могут зарегистрироваться в органах власти.

Наблюдатели неоднократно отмечали, что беженцы, особенно из стран дальнего зарубежья и стран Балтии, а также этнические меньшинства, вряд ли получат прописку. В то же время местные власти часто незаконно отказывают лицам, ищущим убежища, в регистрации их заявлений без прописки. Правозащитные группы неоднократно отмечали, что этнические меньшинства и лица, ищущие убежища, не имеющие прописки, являются излюбленными мишенями российской полиции для преследования, жестокого обращения и задержания.

Заключение

Хотя ситуация с пропиской улучшилась в некоторых штатах, многие проблемы остаются. Система регистрации, тормозящаяся бюрократической неэффективностью и правовой неразберихой, ведет к дискриминации, взяточничеству и вымогательству.