Прописка в снт в новой москве возможна ли: Можно ли прописаться в СНТ в Новой Москве по закону?

Содержание

Как прописаться в СНТ: пошаговая инструкция

  • Шаг 1. Определить категорию участка и тип дома
  • Шаг 2. Признать дом жилым
  • Шаг 3. Оформить регистрацию

Дача может стать постоянным домом

Недавно Дмитрий развелся с женой Еленой. Семейная лодка с треском разбилась о быт. Сохранить нормальные отношения бывшим супругам не удалось. Лена не только выставила Диму за дверь, но и потребовала срочно выписаться из своей квартиры. 

Личного жилья у мужчины нет. Но есть дача в СНТ недалеко от города. Может ли Дмитрий зарегистрироваться там? Если да, то как это сделать?

Шаг 1. Определить категорию участка и тип дома

Начнем с того, что понятия «дача» в российском законодательстве больше не существует. Его упразднил Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ. На смену дачам пришли садовые и огородные участки.

  • Садовые участки предназначены для строительства домов и проживания в них. Объединения владельцев таких участков называются СНТ – садовые некоммерческие товарищества.
  • На огородных можно выращивать культурные растения и возводить нежилые строения – сараи, теплицы. Такие участки расположены на территории ОНТ – огородных некоммерческих товариществ.

Поскольку в ОНТ нельзя строить дома, прописаться там попросту негде. В СНТ же оформить регистрацию теоретически можно. Но дом должен быть признан жилым.

Мечтаете о даче, но не хватает денег? Оформите кредит в Совкомбанке! Рассчитайте срок и размер платежа на калькуляторе.

Димина дача находится в СНТ. Значит, мужчина на шаг ближе к цели. Теперь нужно выяснить, к какому типу относится строение.

Дома в садовых товариществах юридически делятся на два типа: садовые и жилые. Первые предназначены для сезонного проживания – прописаться в них нельзя. Во вторых можно жить круглый год и оформить регистрацию.

Для прописки важен юридический статус строения. Дом может иметь все признаки жилого (о них чуть ниже), но по документам быть садовым.

Дима заказал выписку из Росреестра, чтобы узнать, какой у него дом. Выяснилось, что садовый. Что ему делать – опустить руки или копать глубже?

Кстати, в ЕГРН хранится информация только о приватизированных домах и участках. Если вы еще не успели оформить дом в собственность, прописаться в нем не получится. Узаконить владение можно в рамках дачной амнистии. 

Дачная амнистия – 2022: что это такое, как оформить дачу по амнистии

Шаг 2. Признать дом жилым

В отличие от категории участка, тип строения изменить можно. Поэтому сдаваться рано – приключения только начинаются.

Чтобы дом признали жилым, он должен соответствовать определенным стандартам. Полный список представлен в постановлении правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Приведем основные требования:

  • прочные стены, надежное основание;
  • общая площадь – в пределах 500 кв. м;
  • не больше трех этажей;
  • наличие электричества, водоснабжения, вентиляции;
  • возможность круглогодично поддерживать температуру выше 18 градусов;
  • в комнатах и на кухне высота потолков – минимум 2,5 м, имеется естественное освещение.

Дима внимательно изучил документ. Его дом электрифицирован, соответствует требованиям к площади, этажности и высоте потолков. Для отопления зимой используется печь. Можно смело подавать заявление на признание строения жилым.

Статус объекту присваивает местная администрация. Однако проверка дома на соответствие требованиям не входит компетенцию органа. Придется обращаться в стороннюю фирму. Специалист осмотрит строение и, если все в порядке, выдаст заключение, что дом пригоден для постоянного проживания.

Жить можно в капитальных домах с прочной крышей и фундаментом

Имейте в виду – у фирмы должен быть допуск СРО на проведение изыскательских работ. Иначе заключение не будет иметь юридической силы.

Также понадобятся:

  • выписка из Росреестра с указанием основных параметров объекта;
  • заявление на признание дома жилым;
  • нотариальное согласие всех собственников на смену статуса.

Документы направляют в местную администрацию. По закону в течение 45 дней должен прийти ответ.

При положительном решении орган направит в Росреестр сведения о смене статуса строения. Отказ заявитель имеет право оспорить в суде.

Дима получил на руки заветную бумагу. Теперь он хозяин жилого дома. Далее порядок оформления прописки ничем не отличается от стандартного.

Шаг 3. Оформить регистрацию

Зарегистрироваться по месту проживания можно через МФЦ или в уполномоченном отделении МВД.

Необходимые документы:

  • заявление на регистрацию;
  • паспорт заявителя;
  • выписка о праве собственности на дом из ЕГРН.

В выписке также должен быть указан статус строения. Закажите ее после того, как дом официально признают жилым.

После завершения эпопеи можете устроить небольшой праздник. Было непросто, но вы справились

Регистрация в СНТ влечет за собой определенные последствия. Самое ощутимое и неприятное – рост налоговой нагрузки при переводе объекта в категорию жилых домов.

Но есть и приятные моменты. В некоторых случаях, например, снижается стоимость ОСАГО. Территориальный коэффициент зависит от места прописки владельца автомобиля. В крупных городах он выше, чем в маленьких населенных пунктах.

У Дмитрия нет выбора, поэтому последствия его мало волнуют. Он наконец получил заветный штамп в паспорте и чувствует себя полноценным гражданином. Вся процедура от начала до конца заняла 2,5 месяца.

Жизнь на даче – временное решение. Дима копит на первоначальный взнос и планирует в ближайшее время оформить ипотеку. Ему доступна выгодная программа для IT-специалистов в Совкомбанке.

Трудитесь в IT-сфере? В Совкомбанке вы можете оформить ипотеку по льготной ставке от 3,9% на срок от трех до тридцати лет! Рассчитайте свой ежемесячный платеж и оставьте заявку на ипотеку прямо сейчас!

Резюмируем. Прописаться можно в жилом доме, расположенном на садовом участке. Чтобы изменить статус строения, приведите его в соответствие с требованиями и пригласите специалиста, который составит заключение. После официального признания дома жилым можно смело оформлять прописку. 

Можно ли прописаться в СНТ? Как получить прописку?

Дмитрий Крылов

Эксперт по частным домам. Опыт загородного проживания: 30 лет.

Как осуществляется прописка в СНТ и возможна ли она вообще? С такими вопросами может столкнуться лицо, планирующее покупку жилья в садовом товариществе или уже постоянно проживающее в своем доме на территории СНТ?

Законом предусмотрена возможность прописки при соблюдении домовладельцем ряда условий. Давайте рассмотрим их более подробно.

Прописка в СНТ. Особенности процедуры

Прикрепление к месту жительства в виде прописки – обязанность каждого гражданина РФ. Таким образом у государства появляются точные сведения о населении, демографической обстановке.

До признания Конституционным судом РФ некоторых положений садоводческого законодательства несоответствующими Конституции прописка в дачных домах была запрещена. Но после отмены ограничений у владельцев появилась такая возможность.

Сама по себе регистрация по месту жительства несет информативный характер. Из-за подобной процедуры территория, на которой расположены дачные дома, не станет считаться населенным пунктом. Поэтому и требования к муниципальным властям по вопросам благоустройства территории (например, проведение коммуникаций, ремонт дорог) по-прежнему не имеют правовой основы. Исключением является лишь минимальное обеспечение прав и свобод проживающих.

Для регистрации в СНТ требуется одновременное выполнение следующих условий:

  1. дом и земельный участок под ним должны иметь статус, позволяющий осуществление прописки;
  2. в жилом доме можно находиться в комфортных условиях весь год, независимо от сезона;
  3. дом и земельный надел под ним должны находиться в частной собственности.

В каких домах можно прописаться?

Для оформления прописки подойдут как каменные, так и деревянные дома. Как в поселках, так и деревнях.

Однако далеко не каждый дом может быть признан пригодным для постоянного проживания, а это основное условие со стороны властей.

Признать дом подходящим для постоянного проживания — достаточно непростая процедура. Это возможно, если строение отвечает ряду требований:

  • конструкция должна быть крепкой, без дефектов;
  • оснащение коммуникативными сетями с соблюдением правил безопасности;
  • работоспособность основных инженерных коммуникаций (свет, вода, газ) и их соответствие нормативам;
  • наличие капитального фундамента, не позволяющего проникать внутрь дома талой воде, снегу и пр.;
  • должны быть соблюдены нормы пожарной безопасности;
  • высота стен не должна быть меньше установленного минимума в конкретном субъекте страны;
  • обязательно наличие окон в комнатах и кухне дома;
  • показатели шума, наличия вредных веществ не должны превышать установленные нормы.

Что надо сделать, чтобы прописаться в СНТ? Необходимые документы

Порядок регистрации в частном доме на территории СНТ проходит в обычном порядке. Гражданину до обращения в регистрирующую организацию следует подготовить пакет документов:

  1. свой паспорт;
  2. заявление на прописку;
  3. документ на дом, подтверждающий право на регистрацию гражданина (договор найма, разрешение от собственника, свидетельство о собственности и пр.).

В некоторых случаях для прописки в садовом товариществе достаточно лишь заявления и паспорта. Если данные о строении зарегистрированы и отражаются в ЕГРП, то миграционная служба самостоятельно оформляет запрос в ведомство для получения сведений об объекте недвижимости.

Для удобства обращения заявление с ходатайством о прописке может представляться не только в миграционную службу, но и в МФЦ. При этом процедура рассмотрения вопроса продлевается на 1-2 дня.

Самостоятельно осуществить действия по получению прописки в дачном товариществе можно и через портал госуслуг (в Московской области — сайт pgu. mos.ru). В этом случае необходимо зарегистрироваться на портале и подать заявку из личного кабинета. В качестве подтверждающих документов прилагаются сканированные копии.

Так как аккаунт пользователя привязывается к электронной почте, после удовлетворения заявки поступает соответствующее электронное сообщение. После представления оригиналов документов заявитель получает отметку о прописке. Обычно процедура осуществляется в день обращения.

Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Россия: Система регистрации по месту жительства, в том числе юридические требования по изменению регистрации по месту жительства при переезде из места жительства с несколькими сорегистрантами и необходимость согласия совладельцев (2014 г. – февраль 2015 г.)

Управление исследований, Совет по делам иммиграции и беженцев Канады, Оттава

1. Обзор

Источники указывают, что россияне обязаны регистрировать свое место жительства в органах власти (The Moscow Times, 17 января 2013 г.; Open Democracy, 7 марта 2013 г.; почетный профессор, 18 февраля 2015 г.). Источники указывают, что регистрация по месту жительства необходима для доступа к социальным услугам, таким как здравоохранение и образование, или для получения работы (там же; The Moscow Times, 17 января 2013 г.), открытия банковского счета или получения водительских прав (там же).

2. Законодательство о регистрации по месту жительства

В отчете миссии по установлению фактов 2012 г. в России под названием «Чеченцы в Российской Федерации – регистрация по месту жительства, насилие на расовой почве и сфабрикованные уголовные дела» Датский совет по делам беженцев (DRC) и Иммиграционная служба Дании [1] взяли интервью у чиновника из Федеральная миграционная служба (ФМС), которая сообщила, что двумя основными законодательными актами, касающимися регистрации по месту жительства, являются Постановление № 713 от 17 июля 19 г. 95 и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242 (с изменениями от 2 ноября 2004 г.) «О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». (ДРК и Дания, август 2012 г., стр. 37). Источники, опрошенные Иммиграционной службой Дании в ходе последующей миссии по установлению фактов в 2014 г., заявили, что с 2012 г. не было никаких новых законов или правил, касающихся регистрации по месту жительства (Дания, январь 2015 г., 75). Постановление № 713 от 17 июля 19 г.95 — приложение 1 к настоящему отзыву, а Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242 — приложение 2 к настоящему отзыву.

3. Требования для снятия с регистрации по месту жительства с несколькими сорегистрантами

Информация о требованиях для снятия с регистрации по месту жительства с несколькими сорегистрантами, а также о том, требуется ли согласие других сорегистрантов при смене регистрации по месту жительства, была скудной среди источников, с которыми консультировалось Управление по исследованиям в рамках временных ограничений этого ответа. .

В переписке с Управлением исследований профессор Университета Оксфорд Брукс в Оксфорде, Великобритания, бывший руководитель программы «Развитие российского права» на юридическом факультете Хельсинкского университета, заявил, что снятие с учета является проблемой только в случаи, когда нет нового места жительства для регистрации, например, если кто-то переезжает за границу (профессор, 25 февраля 2015 г.). Она сказала, что в правилах регистрации указано, что при смене регистрации по месту жительства физическое лицо должно сначала зарегистрироваться по новому адресу в течение семи дней, а затем будет автоматически снято с регистрации по прежнему адресу (там же). По словам профессора, согласие не требуется для того, чтобы оставить собственность, и нет никаких правовых положений, указывающих на то, что сорегистратор может воспрепятствовать снятию с регистрации квартиры или дома другим лицом (там же). Источник далее указал, что в ситуациях, когда супруги расходятся, согласия на то, чтобы оставить имущество, не требуется; это необходимо только для продажи имущества, находящегося в совместной собственности (там же). Подтверждающая информация не была найдена в источниках, к которым обратилось Управление по исследованиям в рамках временных ограничений, предусмотренных для настоящего Ответа.

Напротив, в переписке с Управлением исследований почетный профессор политологии, специализирующийся на политике права и постсоветской политике в Университете Торонто [2], заявил, что необходимо подтверждение согласия от других сорегистраторов места жительства может возникнуть, когда один из зарегистрированных лиц пытается сняться с регистрации, чтобы переехать в другое место жительства (18 февраля 2015 г.). Он сказал, что не уверен, в каком «правовом акте» указано это требование, но отметил, что непредоставление надлежащих доказательств снятия с регистрации в другом месте является обычным препятствием для изменения регистрации на новое место жительства (почетный профессор, 18 февраля 2015 г.). Он также заявил, что снятие с регистрации может быть неудачным, поскольку другие зарегистрированные лица могут попытаться «добиться уступок от перевозчика» (там же). Подтверждающая информация не была найдена в источниках, к которым обратилось Управление по исследованиям в рамках временных ограничений, предусмотренных для настоящего Ответа.

Почетный профессор отметил, что в случае, когда жена или муж желают отменить регистрацию в рамках «одностороннего раздельного проживания», регистрационное бюро может на законных основаниях потребовать согласия другого супруга в письменной форме (там же). Он пояснил, что раздельное проживание супругов связано как с жилищным, так и с семейным правом, оба из которых сложны (там же). Он отметил, что согласие не требуется после развода или по истечении определенного срока (там же). Подтверждающая информация о требованиях по снятию с регистрации при разводе супругов не может быть найдена среди источников, к которым обратилось Управление по исследованиям в рамках временных ограничений настоящего Ответа.

4. Требования и порядок регистрации

Согласно датскому отчету по установлению фактов за 2012 год, представители общественной организации «Конгресс вайнахов в Санкт-Петербурге», национальной культурной организации (Портал высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, н. д.), указали, что регистрация по месту жительства ранее находилась в ведении полиции, но теперь находится только под юрисдикцией FMS (ДРК и Дания, август 2012 г., 35). Далее в отчете указывается, что, по словам сотрудника ФМС, ФМС является «единственным органом, ответственным за регистрацию по месту жительства», и регистрация осуществляется в местных отделениях ФМС по всей России (там же, 34). В 2012 г. представитель ФМС также заявил, что до 2014 г. регистрация по месту жительства могла осуществляться также через муниципальные органы (там же).

По словам сотрудника ФМС, опрошенного в ходе датской миссии по установлению фактов в 2012 г., граждане России могут зарегистрировать свое место жительства, обратившись в отделение ФМС или отправив документы по почте, и должны предоставить

копию внутреннего паспорта, заявление о регистрации по месту жительства с указанием нового адреса и причины, по которой они хотят сменить место жительства, а также письмо-согласие собственника квартиры на принятие регистрации по адресу и договор аренды. (ДРК и Дания, август 2012 г., стр. 37)

Миссия по установлению фактов 2012 года также сообщает следующее:

ФМС заявила, что для регистрации в частной квартире необходимо согласие собственника на регистрацию. Если кто-то хочет зарегистрироваться у кого-то, кто арендует частную квартиру или дом, ему также потребуется согласие на регистрацию от всех других арендаторов старше 16 лет, зарегистрированных по этому адресу. Если кто-либо из таких арендаторов будет возражать против регистрации, ФМС откажет в регистрации. (там же, 38)

Аналогичным образом, почетный профессор указал, что для регистрации нового постоянного места жительства требуется подтверждение согласия всех других жителей (почетный профессор, 18 февраля 2015 г.). Он отметил, что если один житель вступит в брак, другие зарегистрированные лица, проживающие в квартире или доме, могут заблокировать регистрацию нового супруга, если они будут возражать против регистрации этого нового супруга (там же).

Почетный профессор пояснил, что российское законодательство с начала XIX90-х «подтверждает требование о регистрации [по месту жительства], но оставляет открытыми документы, которые лицо должно предоставить», и что правила, регулирующие документы, необходимые для регистрации, включая тип доказательства, необходимого для снятия с регистрации, менялись несколько раз, и, на практике процесс «еще разнообразнее» (там же). Согласно тому же источнику, сложность существующих правил регистрации по месту жительства «способствует коррупции», а требования иногда отменяются в результате взятки (там же).

Согласно отчету датской миссии по установлению фактов за 2012 г.,

Как сообщают разные эксперты [пожелавшие остаться неназванными и знакомые с вопросами регистрации по месту жительства], различия в порядке регистрации по месту жительства могут быть связаны с тем, что не все сотрудники ФМС или муниципальных органов власти всегда в полной мере осведомлены о процедуры и требования к документам. Было добавлено, что, хотя иногда может потребоваться небольшой стимул для ускорения регистрации по месту жительства, как коррупция, так и дискриминация по этническому признаку возникают в каждом конкретном случае и не институционализируются как таковые. (ДРК и Дания, август 2012 г., стр. 39).)

5. Изменения, касающиеся регистрации по месту жительства (2012-2015 гг.)

Источники указывают, что в июне 2012 г. президент России Владимир Путин утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. (The Moscow Times, 12 февраля 2013 г.; Россия, 13 июня 2012 г.). Согласно статье, опубликованной на сайте Правительства РФ, Концепция представляет собой «совокупность мнений и идей относительно содержания, принципов и основных направлений деятельности Российской Федерации в сфере миграции» (там же). На сайте правительства указано, что Концепция «определяет меры по содействию развитию внутренней миграции граждан России», помимо решения иммиграционных вопросов (там же). Не вдаваясь в подробности, профессор заявил, что «Концепция миграционной политики от декабря 2012 г. и последующие законы в 2013 г.» за последние два года ужесточили правила регистрации, сделав чиновников «более требовательными, чем раньше» (почетный профессор, 18 февраля 2015 г.). .

Источники за 2013 г. указывают на то, что российские власти планируют ужесточить правила регистрации, а нарушения влекут за собой штраф или уголовное преследование (The Moscow Times, 17 января 2013 г. ; Open Democracy, 7 марта 2013 г.). The Moscow Times сообщает, что президент Владимир Путин решил бороться с «эластичными квартирами» — небольшими квартирами, в которых зарегистрировано несколько тысяч мигрантов (The Moscow Times, 17 января 2013 г.). Источник указывает, что хотя законодательство направлено на борьбу с нелегальной иммиграцией, предлагаемые штрафы коснутся и граждан России, в том числе семей, не зарегистрировавших должным образом каждого жителя, и арендодателей, не зарегистрировавших арендаторов (там же). В интервью Иммиграционной службе Дании в 2014 году представитель российской историко-правозащитной организации «Мемориал» (Мемориал н.д.) указал, что в связи с новым требованием, если человек прописан по одному месту жительства, а проживает по другому, владелец жилища, в котором зарегистрирован человек, «может быть предан суду и даже заключен в тюрьму» (Дания, январь 2015 г., стр. 75). Она пояснила, что в результате регистрация по месту жительства стала «намного сложнее» (там же).

Однако представитель Чеченской общественно-культурной ассоциации [3] сообщил иммиграционной службе Дании, что регистрация по месту жительства в Москве стала «намного проще» по сравнению с 2012 годом, поскольку ФМС создала один сервисный центр, куда зарегистрированные лица могут прийти и получить всю необходимую информацию и представить требуемую документацию с меньшим количеством административных шагов (там же, 76). Источник указывает, что новая процедура занимает пару дней, а регистрация действует пять лет (там же).

Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, имеющейся в настоящее время в Управлении исследований в сжатые сроки. Этот ответ не является и не претендует на то, чтобы быть окончательным в отношении существа любого конкретного заявления о предоставлении защиты беженца. Пожалуйста, найдите ниже список источников, с которыми проводились консультации при исследовании этого информационного запроса.

Примечания

[1] DRC — это неправительственная организация со штаб-квартирой в Копенгагене, которая оказывает помощь и защищает интересы населения, пострадавшего от конфликта (DRC n. d.). Иммиграционная служба Дании, государственное учреждение при Министерстве юстиции Дании, отвечает за рассмотрение дел о предоставлении убежища в Дании (Дания, без даты).

[2] Почетный профессор указал, что он писал показания под присягой по делам о беженцах, отмечая препятствия, возникающие при регистрации по месту жительства в России и других странах бывшего СССР (18 февраля 2015 г.).

[3] Согласно информации, предоставленной в ходе миссии по установлению фактов 2012 года тем же представителем организации, Чеченская общественно-культурная ассоциация была основана в 1999 году и носит свое нынешнее название с 2005 года (ДРК и Дания, авг. 2012. 42).

Ссылки

Датский совет по делам беженцев (DRC). «Факты о ДРК». [По состоянию на 25 февраля 2015 г.]

Датский совет по делам беженцев (DRC) и Иммиграционная служба Дании (Дания). Август 2012. Чеченцы в РФ — регистрация по месту жительства, насилие на расовой почве и сфабрикованные уголовные дела. [По состоянию на 20 февраля 2015 г.]

Дания. Январь 2015. Иммиграционная служба Дании. Безопасность и права человека в Чечне и положение чеченцев в Российской Федерации — регистрация по месту жительства, расизм и ложные обвинения. [По состоянию на 20 февраля 2015 г.]

_____. Н.Д. Иммиграционная служба Дании. «Датская иммиграционная служба». [По состоянию на 25 февраля 2015 г.]

Портал высшего профессионального образования Санкт-Петербурга. «Национальные организации Санкт-Петербурга». [По состоянию на 23 февраля 2015 г.]

Мемориал

. Н.Д. «Домашняя страница». [По состоянию на 27 февраля 2015 г.]

The Moscow Times. 12 февраля 2013 г. Асида Агрба. «Последние события в российской миграционной политике». [По состоянию на 20 февраля 2015 г.]

_____. 17 января 2013 г. «Прописка отправляет Россию обратно в СССР». [По состоянию на 20 февраля 2015 г.]

Открытая демократия. 7 марта 2013. Михаил Логинов. «Тук, тук: возвращение прописки?» [По состоянию на 20 февраля 2015 г. ]

Профессор факультета гуманитарных и социальных наук Оксфордского университета Брукса. 25 февраля 2015 г. Переписка с научным управлением.

Почетный профессор политологии Университета Торонто. 18 февраля 2015 г. Переписка с научным управлением.

Россия. 13 июня 2012 г. «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Доступ 19февраль 2015]

Проконсультированы дополнительные источники

Устные источники: Не смогли предоставить информацию для данного Ответа: два профессора Карлтонского университета, специализирующиеся на европейских, российских и евразийских исследованиях; представитель посольства Российской Федерации в Оттаве; представитель в Генеральном консульстве Российской Федерации в Торонто; представитель посольства Российской Федерации в Вашингтоне, округ Колумбия.

Попытки связаться со следующими лицами не увенчались успехом в рамках данного ответа: АННА — Национальный центр по предотвращению насилия; доцент криминологии в Университете Торонто; адъюнкт-профессор политологии и женских исследований Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка; Комитет «Гражданское содействие в России»; Генеральное консульство Российской Федерации в Монреале; Посольство Российской Федерации в Оттаве; Посольство Российской Федерации в Вашингтоне, округ Колумбия; правозащитник в России, связанный с «Мемориалом»; профессор Института философии РАН в России, специалист по националистическим и этноэтическим исследованиям; профессор, специализирующийся на международном публичном и частном праве в Университете Торонто.

Интернет-сайта, в том числе: Amnesty International; Центр информации и анализа; экои.нет; Фактива; Дом свободы; Международный центр гражданского общества; Международная кризисная группа; Международная организация по миграции; Институт по освещению войны и мира; ИРИН; Хьюман Райтс Вотч; Фонды открытого общества; Радио Свободная Европа/Радио Свобода; Россия сегодня; СОВА; Санкт-Петербург Таймс; Организация Объединенных Наций — Refworld, ReliefWeb; США — Государственный департамент.

Вложения

1. Россия. 1995 г. (с изменениями от 16 апреля 2012 г.). Постановление № 713 от 17 июля 1995 г. (Приложение 4 Чеченцы в Российской Федерации — Регистрация по месту жительства, насилие на расовой почве и сфабрикованные уголовные дела, 68-80) [Проверено 20 февраля 2015 г.]

2. Россия. 1993 г. (с изменениями от 2 ноября 2004 г.). Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242 «О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [По состоянию на 20 февраля 2015 г. ]

Уведомление об авторских правах: Этот документ опубликован с разрешения владельца авторских прав и производителя Совета по делам иммиграции и беженцев Канады (IRB). Оригинальную версию этого документа можно найти на официальном веб-сайте IRB по адресу http://www.irb-cisr.gc.ca/en/. Документы до 2003 года можно найти только на Refworld.

Россия: Информация о прописке или аналогичной прописке системе регистрации в России; регионы с прописными системами регистрации; управляющий орган; его применение на практике; воздействие на лиц, не имеющих регистрации; сообщения о коррупции при регистрации

Советская система регистрации по месту жительства прописка была заменена в 1993 г. законом «О праве российских граждан на свободу передвижения и выбор места временного или постоянного проживания в пределах Российской Федерации» (СЕ 13 ноября 2001 г., 25). Существенным изменением в существующей системе регистрации по месту жительства является то, что для регистрации места жительства требуется простое уведомление местных властей, а не официальное разрешение (там же; там же, 12 октября 2001 г. , п. 14; ACCORD/UNHCR, 28 ноября 2002 г., 209).

Теоретически регистрация по месту жительства в определенном месте дает лицу право проживать в другом месте или, побывав в другом месте, вернуться в зарегистрированное место (УВКБ ООН, январь 2002 г., 17). Далее в законе проводится различие между регистрацией на постоянное место жительства и временным проживанием для тех, кто посещает или временно пребывает (в законе не указывается максимальный период времени для посещения, но более поздние меры, принятые правительством, устанавливают шестимесячный срок) (СЕ, 12 октября 2001 г., п. 15, там же, 13 ноября 2001 г., стр. 25). В соответствии с этим законом к местам пребывания относятся «гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, турбаза, больница или иное подобное место, а также жилые помещения, в которых гражданин не постоянно проживают» (УВКБ ООН, январь 2002 г., стр. 18). Эти сведения проставляются на странице внутреннего паспорта гражданина с указанием места постоянного жительства (там же, 19). ).

Государственный департамент США указывает, что существует четыре внутренних документа для Российской Федерации, внутренний паспорт, включая «старую модель CCCP» и новый внутренний «фиолетовый документ Российской Федерации», временное свидетельство вместо внутренний паспорт, вид на жительство иностранца и вид на жительство для лиц без гражданства (20 февраля 2003 г.). Однако NBC News охарактеризовал московский документ о регистрации по месту жительства как «небольшой белый клочок бумаги с печатью» (7 августа 2002 г.).

В двух сообщениях местные органы внутренних дел указываются как органы, ответственные за получение постоянной регистрации, выдачу и продление паспортов, а в случае временного пребывания — проставление в паспортах штампов с информацией о местожительстве (УВКБ ООН, январь 2002 г., 17, 19; Соединенные Штаты Америки). США 20 февраля 2003 г.). Например, муниципальные директивы о проживании в Москве от 1999 г. требуют, чтобы все немосквичи «зарегистрировались в городском управлении внутренних дел в течение трех дней» после прибытия ( New York University Law Review 9). 0106, апрель 2001 г., стр. 353). Однако Светлана Ганнушкина из российской неправительственной организации «Мемориал» сообщила, что базирующаяся в Москве

Дополнительную информацию о действующей системе регистрации по месту жительства, более новую, чем та, которая содержится в RUS29376.EX от 27 мая 1998 г., можно найти в статье New York University Law Review «Жизнь в России в закрытом городе: ограничения на передвижение в Москве». и верховенство закона», а также отчет о конференции по Российской Федерации, опубликованный в 2002 г. доступны в Интернете по указанным ниже веб-адресам.

Реестр проживания на практике (2001-2003)

Ганнушкина считает, что у местных администраций отсутствует надлежащий контроль над регистрационными чиновниками (ACCORD/UNHCR 28 Nov. 2002, 209).

Положения о регистрации, введенные на местном уровне и не соответствующие федеральному закону, включают требование наличия семейных связей в определенном регионе и подтверждение регистрации в другом месте в пределах того же региона (СЕ, 13 ноября 2001 г. , 25). По словам Галины Витковской, 30% жителей пяти регионов России ответили на ее вопросы, что им отказано в регистрации из-за «недостаточности жилья», ссылаясь на «санитарные нормы», требующие минимальной площади на человека в каждом доме (Витковская 22 июня 2002 г., стр. 20). В одном отчете указывается, что в соответствии с некоторыми региональными законами может потребоваться период проживания до регистрации (ACCORD/UNHCR May 2001, 32), а во втором отмечается, что доказательство российского гражданства также является условием для получения регистрации по месту жительства в некоторых регионах. (СЕ, 13 ноября 2001 г., стр. 25).

Для «сотен тысяч «временных» посетителей в Москве» каждый год регистрационный штамп является «привилегией тех, кому посчастливилось родиться [в Москве] или достаточно сообразительных, чтобы получить его тайком» ( NBC News 7 августа 2001 г.). Ганнушкина отметила, что «часто» люди сталкиваются с препятствиями в процедуре регистрации (ACCORD/UNHCR 28 Nov. 2002, 209). Жан-Поль Кавальери из Московского отделения УВКБ ООН далее сообщил, что, хотя по закону срок временной регистрации не должен ограничиваться, «обычной практикой является установление полицией крайнего срока», требующего продления временной регистрации в течение одного года. , три или шесть месяцев (там же, 260).

Социальные права лиц без регистрации

Amnesty International сообщила, что лица, не прошедшие регистрацию, могут подвергнуться произвольному аресту, пыткам и жестокому обращению со стороны полиции (октябрь 2002 г.). Представитель УВКБ ООН Кавальери отметил, что, хотя по закону лица, не имеющие регистрации, могут получить медицинскую помощь и найти работу, на практике регистрация необходима для «большинства основных гражданских прав» (ACCORD/UNHCR, 28 ноября 2002 г., 259). Согласно Совету Европы (СЕ), «отсутствие регистрации на практике приводит к лишению большинства социальных и экономических прав», включая здравоохранение, образование, социальные льготы и права собственности (СЕ, 12 октября 2001 г. ). , пункты 87, 98). Со ссылкой на Москву, NBC News перечисляет право голоса, легальную работу, получение социальных или медицинских услуг, отправку детей в школу, получение водительских прав, легальную аренду гостиничного номера или подачу заявления на погребение как отказ без подтверждения регистрации ( 7 августа 2002 г.).

Лица, уличенные в нарушении правил регистрации, по словам Ганнушкиной, «могут быть подвергнуты административному штрафу, задержанию, выселению из квартиры или даже выселению за черту города» (ACCORD/UNHCR 28 Nov. 2002, 209).). УВКБ ООН сообщило, что перемещенные чеченцы в Москве «сталкивались с серьезными проблемами, связанными с их правовым статусом, местом жительства, а иногда сталкивались с активными и неоднократными проверками службы безопасности, выселением из своих квартир и притеснениями со стороны других групп местного населения» (Jan. 2002, 14). Другой источник указывает, что видные меньшинства, живущие в Москве, становятся легкой мишенью для полицейских штрафов, когда у них нет регистрации, хотя незарегистрированные русские также подвергаются штрафам (Новости NBC, 9 августа 2002 г. ).

Коррупция

неофициальные финансовые средства либо для покупки собственности, либо для выплаты крупных взяток» ( New York University Law Review Apr. 2001, 356n.68).

Населенные пункты

Полный список регионов, городов или административных единиц, которые в настоящее время нарушают федеральные законы о свободе передвижения в России, не был найден среди источников, с которыми ознакомились Исследовательское управление. В январе 2002 г. УВКБ ООН отметило, что «налицо дефицит информации о возможном нарушении федеральных правил о свободе передвижения восточными и дальневосточными субъектами Федерации» (16). Витковская отметила, что ограничительная политика регистрации в городских центрах привела к вынужденному переселению и перерегистрации мигрантов в сельские регионы России (22 июня 2002 г., стр. 21).

В 1998 году Российская Республика Адыгея, Амурская область, Архангельская область, Чувашия, Кабардино-Балкария, Калининградская область, Казань, Краснодарский край, Курганская область, Ленинградская область, Республика Марий Эл, Нижний Новгород, город Москва, Московская область, Мурманская область, Смоленская область, Ставропольский край, Санкт-Петербург, Татарстан, Волгоградская и Ярославская области (Россия, 15 сентября 2000 г. ). Сообщается, что Ставропольский край отменил свои местные положения, влияющие на положение мигрантов, 13 июля 2000 г. (СЕ, 12 октября 2001 г., п. 29).).

Ряд источников ссылается на то, что в городе Москве действует программа регистрации, аналогичная прописке (СЕП 13 ноября 2001 г., 25н.37; там же, 12 октября 2001 г., пп. 26-28; Витковская, 22 июня 2002 г., 20). -21; AI, октябрь 2002 г.; ACCORD/UNHCR, 28 ноября 2002 г., 209; UNHCR, январь 2002 г., 14–16; New York University Law Review , апрель 2001 г.). Кроме того, указано, что Санкт-Петербург и Краснодарский край имеют строгий контроль при регистрации (СЕ, 12 октября 2001 г., п. 87). Омбудсмен упомянул Краснодар в отчете за октябрь 2000 г. как место, где лица, желающие зарегистрироваться, но не имеющие родственных, этнических или культурных связей с регионом, сталкиваются со «значительными трудностями» при получении регистрации (УВКБ ООН, январь 2002 г., 13). Ганнушхина отметила, что «глава Краснодарского края Качев принял закон… по которому мигрантам даже не разрешается въезд в Краснодарский край [и намерение] принудительно выселить всех с фамилией нерусского происхождения, в том числе армяне, турки-месхетинцы, курды и грузины, с территории Краснодара (

В другом месте Уполномоченный по правам человека сообщил, что в Кабардино-Балкарии действует «прямой запрет» на пребывание и проживание «граждан России из других субъектов Федерации, не имеющих тесных связей с жителями Кабардино-Балкарии» (там же). По данным УВКБ ООН, перемещенные чеченцы, имеющие постоянную регистрацию в Чечне, сталкиваются с процессом временной регистрации в Москве, который был назван «невозможным» (там же 14), и «ограничительным» в Северной Осетии-Алании (там же) и Санкт-Петербурге. (там же 15).

Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, имеющейся в настоящее время в Управлении исследований в сжатые сроки. Этот ответ не является и не претендует на то, чтобы быть окончательным в отношении обоснованности любого конкретного заявления о предоставлении статуса беженца или убежища. Пожалуйста, найдите ниже список дополнительных источников, использованных при изучении этого информационного запроса.

Ссылки

Международная амнистия (МА). Октябрь 2002 г. Справедливость для всех: права человека в Российской Федерации . (Индекс AI: EUR 46/023/2002) [По состоянию на 10 марта 2003 г.]

Австрийский центр исследований и документации стран происхождения и убежища/Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (ACCORD/UNHCR). 28 ноября 2002 г. «Отчет по Российской Федерации». In 8-й Европейский информационный семинар по странам происхождения, Вена, 28-29 июня 2002 г. — Заключительный отчет . Презентация г-жи Светланы Ганнушкиной с дополнительными замечаниями г-на Жана-Поля Кавальери на 8-м европейском семинаре по информации о странах происхождения, Вена, Австрия, 28-29Июнь 2002 г. [По состоянию на 10 марта 2003 г.]

Ганнушкина была идентифицирована как председатель российской неправительственной правовой сети «Мемориал», а Кавальери — как старший сотрудник по защите УВКБ ООН в Москве.

_____. Май 2001 г. «Российская Федерация — Страновой отчет по Чечне». In 6-й Европейский информационный семинар по странам происхождения, Вена, 13-14 ноября 2000 г. — Заключительный отчет . Презентация г-жи Элизы Мусаевой на 6-м европейском семинаре по информации о странах происхождения, Вена, Австрия, 13–15 ноября 2000 г. [По состоянию на 11 марта 2003 г.]

Мусаева была идентифицирована как представитель правозащитной организации «Мемориал» в Назрани, Ингушетия.

Совет Европы (СЕ). 13 ноября 2001 г. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI). «Второй доклад по Российской Федерации, принятый 16 марта 2001 г.». (CRI (2001) 41.) [По состоянию на 10 марта 2003 г.]

_____. 12 октября 2001 г. Парламентская ассамблея. Комитет по миграции, беженцам и демографии. Борис Цилевич. «Система прописки , применяемая к мигрантам, лицам, ищущим убежища, и беженцам в государствах-членах Совета Европы: последствия и средства правовой защиты». (док. 9262) [По состоянию на 10 марта 2003 г.]

Новости NBC. 7 августа 2002 г. Крис Райли. «Сердце тьмы Москвы: цвет кожи и незаконное проживание мучают беженцев». [По состоянию на 11 марта 2003 г.]

Юридический обзор Нью-Йоркского университета . Апрель 2001 г. Том. 76, № 344. Дамиан С. Шайбл. «Жизнь в «закрытом городе» России: ограничения на передвижение в Москве и верховенство закона». [По состоянию на 11 марта 2003 г.]

Россия. 15 сентября 2000 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. «Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о конституционном праве на свободу движения, свободный выбор места пребывания и проживания в Российской Федерации». [По состоянию на 11 марта 2003 г.]

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН). Январь 2002 г. «Документ УВКБ ООН о просителях убежища из Российской Федерации в контексте ситуации в Чечне». (Глобальная база данных проектов IDP) http://www.db.idpproject.org/Sites/idpSurvey.nsf/wViewSingleEnv/47DB5D8D73945008C1256B7B0054E4BF/$file/hcr-chya-0102.pdf> [По состоянию на 10 марта 2003 г.]

США. 20 февраля 2003 г. Государственный департамент. «Россия.» (Поиск документов Visa Reciprocity и Country Documents). [По состоянию на 13 марта 2003 г.]

Витковская, Галина. 22 июня 2002 г. «Вынужденная миграция и мигрантофобия в России». Документ, представленный на конференции Центра политических исследований «Понимание ксенофобии в Восточной Европе», Центрально-Европейский университет, Будапешт, Венгрия, 21-22 июня 2002 г. [По состоянию на 10 марта 2003 г.]

Витковская представила этот документ как представитель Международной организации по миграции, г. Москва.

Дополнительные источники информации

Неудачная попытка связаться с представителем Московского офиса Общества помощи еврейским иммигрантам

Неудачная попытка связаться со старшим научным сотрудником Лаборатории миграции РАН

Неудачная попытка связаться с Московским бюро Международной организации по миграции

Судебный справочник

Страновые оценки (апрель и октябрь 2002 г.)

Доклады стран за 2002 г.

Демократия.ру

Глобальный проект для ВПЛ

Глобальный обзор групповой классификации национальных удостоверений личности

Международная организация по миграции

Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)

Союз советов евреев в бывшем Советском Союзе (UCSJ)

США. Администрация социального обеспечения

Visa Reciprocity and Country Documents Finder

Уведомление об авторских правах: этот документ опубликован с разрешения правообладателя и производителя Совета по делам иммиграции и беженцев Канады (IRB).