Структура налоговых органов рф: Структура ФНС России | ФНС России

Структура налоговой

Татьяна Бартенева

налоговый юрист

В статье 57 Конституции записано, что «каждый обязан платить установленные налоги и сборы».

Федеральная налоговая служба России, или сокращенно ФНС, — это федеральный орган исполнительной власти, который контролирует исполнение законодательства о налогах и сборах.

ФНС — это не налоговая инспекция. В быту часто говорят «налоговая». Под этим понятием подразумевают не федеральную службу, а налоговую инспекцию — ИФНС. Именно в нее юрлица и физлица сдают отчетность, она же приходит на проверки, запрашивает документы и так далее.

Нормативная база. Деятельность всей этой системы регулирует Закон РФ «О налоговых органах РФ». Закон определяет, для чего необходимы такие органы, чем они занимаются, кто им может помогать и так далее, а также формулирует главную задачу налоговиков — контролировать правильность расчета и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.

ст. 6 закона «О налоговых органах РФ»

Что именно и как контролируют сотрудники налоговых органов, определено в другом нормативном документе — налоговом кодексе. Кодекс указывает виды налогов и сборов, которые есть в России, права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за налоговые нарушения и так далее.

Помимо этих двух законов, существуют типовые положения, административные регламенты и другие документы ФНС. Кроме того, ведомство выпускает приказы и письма, адресованные в основном налогоплательщикам.

Для региональных управлений ФНС разработаны типовые положения, полностью определяющие их функционирование. В них указывается, чем занимается подразделение, кто назначает его начальника, кому тот подчиняется и так далее.

Приказ Минфина от 17.06.2014 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»

Административными регламентами определяются конкретные функции налоговых органов. Например, существует административный регламент, в котором описаны процедуры регистрации ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств: подробно рассказано, как проходит регистрация, какие документы нужно представить заявителю, в какой срок надо рассмотреть заявление, почему могут отказать в регистрации и так далее.

Кроме этого, ФНС взаимодействует с госорганами, и порядок такого взаимодействия также зафиксирован нормативными документами. Например, статья 5 закона «О налоговых органах» обязывает работников органов внутренних дел оказывать практическую помощь работникам налоговых органов в их работе и наказывать тех, кто им мешает. Детали взаимодействия между МВД и ФНС описаны в специальном соглашении между ведомствами.

Например, инспектор неоднократно направлял повестку о вызове на допрос директора фирмы, которую подозревают в неуплате налогов. Но повестки почта возвращала, по телефону директор не отвечал. Инспектор решил, что директор уклоняется от явки, и направил в полицию запрос о его розыске. Полиция подключилась, директора нашли, повестку вручили, явку на допрос обеспечили. Такой порядок взаимодействия между налоговиками и полицией прописан в административном регламенте.

Что делать? 11.11.20

Обязан ли я явиться в налоговую как свидетель, если работодатель против?

ФНС издает приказы и выпускает письма. Приказами утверждают административные регламенты и формы документов, например деклараций или протоколов, актов, решений. Приказы имеют статус нормативно-правового акта, то есть документа, который обязателен для инспекторов, плательщиков или и тех и других одновременно.

В письмах рассматриваются конкретные налоговые ситуации, даются разъяснения по ним. Также бывают письма с обзорами судебной практики. Письма для налогоплательщиков носят информационный характер. Они не имеют статуса нормативно-правового акта, то есть следовать рекомендациям необязательно. Но они полезны тем, что в них изложена позиция ФНС по конкретному налоговому вопросу. А значит, плательщик будет знать, что ждать от налогового инспектора.

/trebovaniya-nalogovoy/

Как отвечать на требования налоговой

Функции и задачи налоговой службы

Главная задача налоговой службы — следить, чтобы плательщики правильно рассчитывали налоги, взносы и сборы, и собирать их.

Функции ФНС России

Вообще, у налоговой службы несколько десятков функций. В том числе она взаимодействует на международном уровне по вопросам налогообложения и налогового администрирования — например, чтобы бороться против уклонения от налогов и искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена.

Расскажу об основных функциях налоговой службы.

Контрольно-надзорная функция, когда налоговая организует и проводит различные мероприятия налогового контроля. Это могут быть:

  • предварительные мероприятия, когда сотрудники собирают, обрабатывают и анализируют информацию о плательщиках, планируют налоговые проверки;
  • непосредственно налоговые проверки, в процессе которых инспекция анализирует, насколько корректно отражены различные операции в документах и достоверны ли данные отчетности, которые предоставили в налоговые органы;
  • последующий контроль и взыскание налогов.

Цель таких проверок — убедиться, что:

  • налогоплательщики соблюдают сроки сдачи отчетности и уплаты положенных налогов;
  • доходы учтены полностью;
  • расходы приняты обоснованно.

/guide/in-house-audit/

Что такое камеральная проверка

Практически весь контроль налогоплательщиков осуществляется через компьютерные программы, вручную инспекторы почти ничего не считают и не проверяют.

Информирование о налогах. ФНС и налоговые инспекции должны объяснять гражданам и организациям, за что и сколько они должны платить. Подробные разъяснения есть на официальном сайте ФНС, но информацию должны давать и инспекторы в налоговых. Вспомните объявления СМИ, где инспекторы напоминают о последнем дне уплаты налогов, или уведомления в личном кабинете налогоплательщика.

Контроль за исполнением налоговой обязанности. Инспекция следит, чтобы налоги платили вовремя. Если плательщики не выполняют это требование, налоговая будет взыскивать долги.

Например, если ИП задолжал бюджету, с него попытаются взыскать эту сумму. Сначала налоговая пришлет требование о погашении задолженности и укажет срок. Если ИП не исполнит требование, налоговая может приостановить банковские операции, списать нужную сумму со счетов ИП и перечислить деньги в бюджет государства. Решение суда для этого не понадобится.

/wrong-tax/

Налоговая решила, что я должна денег за чужую землю

Валютный контроль. Налоговая проверяет, как резиденты и нерезиденты соблюдают валютное законодательство и насколько полно и достоверно предоставляют отчетность по валютным операциям.

То есть она контролирует и проверяет открытие резидентами РФ счетов в зарубежных банках, отчеты по движению денег на счетах или вкладах за рубежом и контролирует отчетность по контрактам участников ВЭД (импортеры, экспортеры).

Регистрирующая функция. Есть специальные инспекции, которые регистрируют индивидуальных предпринимателей, а также создание, реорганизацию и ликвидацию организации. Это все можно сделать на сайте ФНС. Инспекция передает данные в реестры ИП и юридических лиц. Их ведет отдельное подразделение ФНС. Выписки из реестра выдают также через сайт ФНС.

Налоговая регистрирует онлайн-кассы, ведет реестры ККТ и фискальных накопителей. Все это делается с одной целью — чтобы как можно больше налогов поступало в казну государства.

Сложный вопрос 16.06.17

Онлайн-кассы: тонкости и сложные вопросы

Кроме этого, ФНС ведет учет налогоплательщиков, выдает лицензии игорному бизнесу, букмекерским конторам, тотализаторам.

Еще налоговая служба ведет статистику и аналитику в рамках своей деятельности. Подсчитывает, сколько проверок провела, сколько налогов поступило, от кого и в какой бюджет, сколько в стране ИП, ООО и так далее.

Статистику можно посмотреть на сайте ФНС

Структура налоговой службы РФ

Кому подчиняется ФНС. Служба находится в ведении Минфина. Главу ее назначает на должность правительство, но по рекомендации министра финансов.

Постановление Правительства от 30. 09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

Иерархия ФНС. Федеральная налоговая служба РФ — это огромная централизованная система налоговых органов. Состоит из центрального аппарата, региональных управлений, межрегиональных, городских и районных налоговых инспекций.

Центральный аппарат ФНС занимает восьмиэтажное здание в Москве на улице Неглинной, 23. В нем 29 управлений, в их числе, например, управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов и управление налогообложения имущества. Эти подразделения занимаются налогами, которые платят обычные граждане: НДФЛ и имущественными.

Непосредственно расчетом налогов и контролем за их уплатой центральный аппарат не занимается. Сотрудники головного ведомства контролируют деятельность нижестоящих коллег, готовят позиции службы по тому или иному вопросу, собирают аналитику и обобщают данные, которые поступают от управлений ФНС по регионам и территориальных налоговых инспекций.

Межрегиональные инспекции — крупные подразделения, которые входят в систему налоговых органов. Одни из них занимаются какими-то конкретными задачами, другие обеспечивают отдельные направления деятельности ФНС. Так, к примеру, МИ ФНС по централизованной обработке данных призвана, помимо прочего, обеспечить гражданам или компаниям доступ к сведениям из реестров (например, ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и выдавать через интернет выписки из них.

Другие межрегиональные инспекции курируют крупнейших налогоплательщиков страны, за каждой из них закреплены конкретные отрасли. Так, в Межрегиональной инспекции ФНС № 1 стоят на учете крупнейшие налогоплательщики, отнесенные к транснациональным компаниям, — например, российские подразделения «Кока-Колы» и Гугла. А МИ ФНС № 2 курирует тех, кто занимается добычей нефти и газа, производством, торговлей и переработкой нефтепродуктов.

Управления ФНС по субъектам федерации существуют во всех регионах страны. У них в подчинении находятся межрайонные и обычные городские или районные инспекции.

Правда, у некоторых региональных управлений отдельных территориальных подразделений в виде инспекций в подчинении нет. Это не значит, что в таком регионе управление ФНС размещено только в одном месте и нужно ехать в столицу края или республики, чтобы, например, подать жалобу. Дело в том, что в таких регионах функции территориальных инспекций выполняют обособленные подразделения управления ФНС.

Например, в Москве работает управление ФНС и 37 налоговых инспекций разного калибра — от обычных до межрайонных. А вот в Чеченской республике инспекций как таковых нет. Только пять обособленных подразделений управления ФНС по Чеченской Республике. Проще говоря, в Чечне работает только управление ФНС, которое имеет «отделы» в нескольких городах.

/guide/too-much-taxes/

Как вернуть переплату по налогам

Нижестоящий уровень — городские и районные налоговые инспекции, или ИФНС. Именно их имеют в виду, когда в быту говорят «налоговая». Эти учреждения занимаются взаимодействием с основной массой налогоплательщиков: физическими и юридическими лицами.

Как узнать, к какой инспекции относится налогоплательщик

Чтобы определить свою инспекцию, плательщику нужно в первую очередь посмотреть на адрес регистрации. Причем налоговая «прописка» есть не только у граждан, но и у юрлиц и ИП.

Организация или ИП получает при регистрации в налоговых органах пакет документов, в том числе свидетельство о постановке на учет и ИНН. В них написано, в какую инспекцию нужно обращаться, сдавать отчетность, например декларации.

Обычный человек или юрлицо может узнать принадлежность к инспекции по своему адресу на сайте ФНС.

Полномочия налоговых органов

Логично предположить, что в строгой иерархии налоговых органов у каждого звена есть свои полномочия, которые реализуются во взаимодействии с плательщиками налогов.

Так, в центральный аппарат можно обратиться напрямую и в специальном разделе задать вопрос, который касается работы налоговых органов. Например, правильно ли вам рассчитали транспортный налог.

/transportnyi-nalog/

Транспортный налог 2022: сроки и способы уплаты

Кроме этого, в центральный аппарат можно пожаловаться на территориальные инспекции (такие обращения подаются в личном кабинете на сайте ФНС).

Управления ФНС по субъектам заняты преимущественно координацией работы и контролем подчиненных инспекций. Так, в сферу их деятельности входят повторные проверки плательщиков — организаций или ИП, а также рассмотрение жалоб на действия нижестоящих инспекций.

Кроме этого, управления ФНС, как вышестоящие налоговые органы по отношению к территориальным инспекциям, занимаются досудебным урегулированием налоговых споров. Решение инспекции в отношении организации или ИП нужно сначала обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем налоговом органе — то есть обратиться в управление ФНС.

Что касается территориальных инспекций, то круг их полномочий довольно широк. Они проводят выездные и камеральные налоговые проверки, могут вызвать на допрос, провести выемку документов и прийти в компанию с осмотром. Именно территориальные органы взыскивают налоги, если их кто-то вовремя не заплатил.

Вот как это происходит на практике. Гражданин получает уведомление об уплате налога — например, на машину. В документе указана марка авто, мощность двигателя, период, за который нужно заплатить (предположим, весь 2021 год), сумма и срок уплаты налога. Если деньги вовремя не поступили, гражданину придет требование об уплате налога.

Если он не заплатит налог в установленный срок, инспекторы обратятся в суд, получат решение и передадут его судебным приставам. В свою очередь, те запустят исполнительное производство, и деньги могут просто списать с карты.

/prava/prover-menya-polnostyu/

Права предпринимателей при внеплановой проверке

Если сумма долга вместе со штрафами и пенями составляет не более 100 000 Р, то инспекция обращается с заявлением о взыскании налога в мировой суд. Его преимущество в том, что он рассматривает дела без вызова сторон и выносит судебный приказ. Надо сказать, что в год мировые судьи выносят более чем 3 млн судебных приказов по налоговым делам. Из них граждане оспаривают только 1%.

Если сумма налогового долга более 100 000 Р, инспекция должна обращаться в районный или городской суд — в зависимости от того, какой из них работает по месту прописки должника.

Неправомерные действия и злоупотребления. Ошибки, допускаемые сотрудниками налоговой в работе, связаны, как правило, с несовершенством закона или банальной загруженностью инспекторов. Но встречаются и откровенные случаи некомпетентности рядовых сотрудников. Обычно такие ситуации быстро исправляют их старшие коллеги.

Сообщество 21.12.20

Чем грозит неуплата налога на имущество по вине налоговой?

Например, на камеральную проверку декларации 3-НДФЛ налоговый кодекс отводит три месяца. Этот срок инспекторы часто нарушают, так как деклараций поступает много и они не справляются. Ответственность для инспекторов за нарушение срока проверки возможна только дисциплинарная, да и то если пожаловаться начальнику налоговой инспекции или в управление ФНС.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия. Неправомерные действия сотрудников инспекции в отношении физлица или юрлица можно обжаловать. Жалоба пишется на имя начальника инспекции, если это не поможет — направляется в управление ФНС. Если и это не принесет результата, можно обратиться в центральный аппарат ФНС, Следственный комитет или прокуратуру.

Например, в начале 2022 года в Самарской области Следственный комитет завел уголовные дела на двух работниц налоговой инспекции: начальника контрольно-аналитического отдела и замначальника МИ ФНС.

Их обвинили в превышении должностных полномочий и воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности — они договорились подправить показатели инспекции и для этого сфальсифицировали данные в автоматизированной информационной системе. Изготовили поддельные доверенности и от имени разных фирм стали сдавать в инспекцию уточненные декларации по НДС, по которым компании должны были заплатить больше налогов в бюджет.

В результате эти организации внезапно оказались злостными неплательщиками, контрагенты расторгли с ними контракты и отказались сотрудничать.

На момент написания этой статьи следствие еще идет. Если суд признает вину налоговиков, обвиняемым грозит до четырех лет заключения.

/guide/zhaloba/

Как правильно подать жалобу в любое ведомство

Запомнить

  1. Федеральная налоговая служба РФ — это федеральный орган исполнительной власти, главная задача которого — контроль исполнения законодательства о налогах и сборах.
  2. Кроме этого, ФНС ведет учет налогоплательщиков, выдает лицензии игорному бизнесу, букмекерским конторам, тотализаторам. А еще следит за тем, чтобы юрлица и ИП, которые продают товары, работы и услуги, применяли при расчетах контрольно-кассовую технику и выдавали кассовые чеки.
  3. Когда в быту говорят «налоговая», имеют в виду городские и районные налоговые инспекции, или ИФНС. Эти учреждения взаимодействуют с основной массой налогоплательщиков — физическими и юридическими лицами.
  4. Чтобы узнать, к какой инспекции относится налогоплательщик, можно воспользоваться сервисом на сайте ФНС. e ¿опросы,

    Экзистенциальный анализ структуры налоговых органов имеет существенное значение для определения стратегии совершенствования налоговой системы, при этом следует отметить, что перманентное выполнение налоговыми органами фискальных функций обуславливает необходимость наличия их иерархически соподчиненной структуры. Таким образом, научно-практическая публикация посвящена анализу актуальных современных публично-правовых вопросов, в том числе в связи с тем, что разрешение проблем в сфере функционирования структуры налоговых органов России представляется весьма важной административно-правовой задачей.

    Налоговые органы, Федеральная налоговая служба, инспекции, Центральный аппарат

    систему налоговых органов в России входят Федеральная налоговая служба, а также ее территориальные органы. К примеру: «межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам; межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам; управления по субъектам РФ; инспекции ФНС России по городам без районного деления; инспекции ФНС России по районам в городах; инспекции ФНС России по районам; межрайонные инспекции ФНС России. В структуре ФНС России имеются управления по субъектам РФ, а также существует Управление налогообложения при центральном аппарате ФНС России» [1],

    Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации [2]. ФНС России утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов службы в пределах, установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При этом, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с их размером и целевым назначением (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств [3].

    Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. «Таким образом, несмотря на то, что налоговые органы составляют единую централизованную систему, отдельно взятым налоговым органом принимаются самостоятельные решения, которые влекут разные правовые последствия» [4].

    Структура Центрального аппарата ФНС России утверждена Приказом ФНС России от 14.10.2004 г. №САЭ-3-15/1@ (ред. от 24.11.2004 г.) «О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу». Режим службы и отдыха федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы регламентирует служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы [5].

    Структура [6] и штатное расписание [7] центрального аппарата ФНС России и структура

    управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России утверждаются руководителем Федеральной налоговой службы в пределах фонда оплаты труда и численности работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Правительством Российской Федерации, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений [8]. Структура центрального аппарата ФНС России включает в себя руководство ФНС России, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности управления центрального аппарата ФНС России. В управлениях центрального аппарата ФНС России образуются отделы.

    ФНС России осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы [9]. Территориальные налоговые органы осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке. При осуществлении действий, направленных на выполнение функций уполномоченного органа, в качестве уполномоченного органа указывается Федеральная налоговая служба.

    Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Следует отметить, что Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за инспекциями ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекциями Федеральной налоговой службы межрайонного уровня; суд в частности указал, что «именно УФНС России по г. Москве уполномочено осуществлять контроль за Межрайонной ИФНС России №45 по г. Москве, которой была проведена выездная налоговая проверка общества за 2007 год» [10].

    Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

    Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня находятся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации. В соответствии с указанным, существует дифференциация должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в ФНС России и ее территориальных органах [11].

    Подконтрольны вышеозначенные инспекции как ФНС России, так и Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации. К примеру, несмотря на то, что руководитель инспекции назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФНС России [12], он представляет на утверждение в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации структуру инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание, а также отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период.

    Функциональное предназначение инспекций включает в себя: а) осуществление контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства; б) государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских хозяйств, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; в) представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

    Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогопла-

    телыцикам является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. «Инспекция обладает статусом как государственного органа, так и организации — юридического лица, поэтому на нее может быть наложен судебный штраф в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 119 АПК РФ для организаций» [13]. Межрегиональная инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна. Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Межрегиональную инспекцию задач и функций.

    Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

    Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу является территориальным органом Федеральной налоговой службы в соответствующем федеральном округе и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

    В целях наиболее полного представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, устанавливается разделение должников на три группы. Распоряжением ФНС России от 11.05.2012 г. №75@ создана комиссия по регулированию деятельности операторов электронного документооборота. В нее вошли представители структурных подразделений центрального аппарата ФНС, подведомственных структур ФНС, а также специалистов других организаций, при необходимости привлекаемых для участия в работе [14].

    Не допускается самостоятельное, без согласования с ФНС России, принятие инспекциями и управлениями решений в отношении должников всех групп и уровней контроля по вопросам: выбора кандидатуры арбитражного управляющего; выбора иной саморегулируемой организации; утверждения мирового соглашения; утверждения, изменения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности в ходе финансового оздоровления; принятия решения в соответствии с п. 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 г. №219.

    Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а также, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

    Следует отметить, что существуют проблемы в сфере функционирования структуры налоговых органов России. К примеру, «в зависимости от того, какой налоговый орган проводит у хозяйствующего органа мероприятия налогового контроля, будет отличаться вышестоящий налоговый орган. Если проверку проводит районная, межрайонная или городская инспекция, жаловаться следует в УФНС по субъекту РФ (абз. 2 п. 1 Приложения 1 к Приказу №101н). В случае, когда обжалуется решение, принятое руководителем (его заместителем) УФНС по субъекту РФ, Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональной ИФНС по федеральному округу, жалобу будет рассматривать ФНС» [15]. Как отметил заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России C.B. Разгулин, «что касается повторной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом, то здесь с учетом структуры Федеральной налоговой службы может быть неоднократное проведение повторных проверок. Например, вначале управлением по субъекту РФ, затем соответствующее решение может принять и ФНС России» [16]. Подобную ситуацию необходимо изменить, создав иерархичную соподчиненную структуру налоговых органов России: ФНС России — Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации — Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы. Следует упразднить межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по централизо-

    ванной обработке данных, передав их функции управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, создав отделы в данных территориальных органах, в компетенцию которых должна входить работа с крупнейшими налогоплательщиками, а также отделы по централизованной обработке данных.

    Литература

    [1] Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. — М.: Налоговый вестник, 2012.

    [2] Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 №506 (ред. от 04.06.2012 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» / Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 2004. — №40. — Ст. 3961, «Российская газета». — 2004.0 6 окт.

    [3] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. №Ф04-1052/2008(761А-75-27) по делу №А75-5123/2007.

    [4] Долгополов О.И, Обжалование: способ защиты прав налогоплательщиков, — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011.

    [5] Приказ ФНС РФ от 22.04.2011 г. №ММВ-7-4/282@ «Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной налоговой службы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 г. №21002)

    [6] Приказ ФНС РФ от 06.04.2006 г. №САЭ-3-15/212@ (ред. от 16,08.2007 г.) «Об утверждении Положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы».

    [7] Приказ ФНС РФ от 24.11.2004 г. №САЭ-3-16/134@ (ред. от 08.02.2006 г.) «Об организационно-штатных мероприятиях ФНС России».

    [8] Приказ ФНС РФ от 15.02.2007 г. №САЭ-3-18/62@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2007 г, №9244)

    [9] Приказ ФНС России от 03. 10,2012т г. №ММВ-7-8/663@ь»Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России».

    [10] Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2011 г. по делу №А40-121069/10-127-674.

    [11] Приказ ФНС РФ от 02.08.2005 г, №САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2005 г. №6941)

    [12] Приказ Минфина России от 09.08.2005 г. №101н (ред. от 05.04.2012 г.) «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы». Первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», -2005. — №38

    [13] Постановление ФАС Московского округа от 26. 12.2007 г. №КА-А40/13485-07 по делу №А40-1024/07ип-75.

    [14] Семенов МБ. Еще один шаг к электронному документообороту счетов-фактур II Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2012. — №4. — С. 42 — 47.

    [15] Кудряшов С Н. Досудебный порядок обжалования результатов проверки II НДС: проблемы и решения. -2010. -№12.-С. 64 — 74.

    [16] Разгулин С,В. Конференция в Москве: права и обязанности налогоплательщика в рамках налогового контроля II Российский налоговый курьер, -2012. — №1-2. — С. 34-42.

    Наблюдатель ОЭСР: Налоговая реформа в России

    Наблюдатель ОЭСР

    январь 1999 г., № 215

     


    Налоговая реформа в России

    Сьюзан Хаймс и Мартин Милье-Эйнбиндер

     

    Налогоплательщики и налоговые администраторы ожидают стабильности своих фискальных систем. Но в искалеченном состоянии России не может быть стабильности, только упадок, если только не будут форсированы трудные налоговые реформы. Проект Налогового кодекса, который все еще находится на рассмотрении Думы, дает некоторые ориентиры в отношении дальнейших действий.

    Перед Россией стоят огромные задачи по преобразованию существующей налоговой системы. Россия переживает самый тяжелый экономический кризис со времен распада Советского Союза, что поставило новое правительство в политическую и финансовую ловушку. Международные кредиторы ясно дали понять, что они заберут свои деньги и откажутся выдавать новые кредиты, если не увидят реформ во всей экономике. Особое значение имеет налоговая система России и необходимость повышения собираемости. Но любые фискальные реформы должны быть тщательно продуманы и реализованы, тем более что граждане России, которым новые налоги обычно кажутся отвратительными, уже возмущены потерей заработной платы и пенсий из-за коллапса экономики и коррупции. К их гневу добавляется перспектива безудержной инфляции в результате недавней резкой девальвации рубля.

    Наибольшей надеждой России на восстановление собираемости налогов и стабилизацию экономики остается реализация предложений, изложенных в действующем проекте Налогового кодекса, окончательное одобрение которого в Думе не может быть гарантировано. Хотя новый кодекс далек от совершенства, он упростит налоговые правила, существенно уменьшив количество и ставки налогов и устранив многочисленные исключения и лазейки. ОЭСР тесно сотрудничает с Россией, которая имеет статус наблюдателя в Комитете Организации по бюджетным вопросам, чтобы гарантировать, что принимаемый кодекс приближает Россию к международным стандартам, а также предоставляет администраторам новые инструменты для сбора налогов в недискриминационной и справедливым образом.

     

    Текущая налоговая ситуация в России

    Российская налоговая система работала очень плохо с момента ее создания в 1991 году по ряду причин. Во-первых, это громоздкая система. На сегодняшний день существует около 30 отдельных федеральных налогов и более 170 местных и региональных налогов. В России 89 региональных налоговых органов и 2 639 местных налоговых органов, в которых работает более 180 000 налоговых служащих. Тем не менее, уклонение является повсеместным явлением, поскольку россияне не привыкли платить подоходный налог, который был неизвестен при царях и коммунистах. Номинальные налоговые ставки очень высоки, но существуют многочисленные льготы для широкого круга налогоплательщиков, пользующихся льготами. Чрезвычайный сбор налогов влечет за собой драконовские штрафы, но эти штрафы применяются по усмотрению налоговых органов, оставляя систему открытой для злоупотреблений и коррупции. Региональные власти регулярно издают директивы, которые противоречат изданным централизованно инструкциям, если таковые существуют. В отсутствие четкого законодательства и процедур налоговые инспекторы, как правило, действовали автономно, что приводило к очень неравному обращению с налогоплательщиками. И хотя собираемость налогов перед нынешним кризисом действительно увеличивалась, почти половина всех средних доходов и расходов региональных бюджетов теперь приходится на те или иные формы денежных суррогатов, в частности, на бартер.

    Неудивительно, что в результате налоговая система не приносит достаточных доходов правительству. Более того, это препятствует росту, отталкивает иностранный и отечественный капитал и загоняет инвестиции в подполье. Таким образом, масштабная всеобъемлющая налоговая реформа давно назрела и представляет собой единственный возможный выход из нынешней ловушки.

     

    Новый Налоговый кодекс

    Проект налогового кодекса является воплощением предложенной налоговой реформы. Последующие версии кодекса обсуждаются с 1995, но только в этом году Дума, нижняя палата парламента, начала серьезно рассматривать его отдельные положения. Часть I Налогового кодекса об администрировании, налоговых поручениях и связанных с ними материалах была принята Думой и подписана Президентом в июле 1998 года. Части II, III и IV, содержащие основные законы, прошли первое чтение, но дальнейшее продвижение в Думе будет сложно.

    Проект Налогового кодекса представляет собой существенное усовершенствование действующего российского налогового законодательства. В целом цель состоит в том, чтобы снизить налоговую нагрузку на предприятия, отменить льготы и переложить большую часть налогового бремени на потребление. Он основан на практических соображениях, содержит подробные правила, которые служат руководством для налогоплательщиков и налоговых администраторов, а также обеспечивает единообразие и прозрачность. Хотя он перенимает многие западные практики, кодекс отражает законы, опыт и выбор российских политиков. При эффективном внедрении это должно помочь администрации, увеличить доходы и сократить уклонение от уплаты налогов, распределяя при этом налоговое бремя более справедливо, чем в настоящее время. Здесь обсуждаются основные темы политики и особенности кодекса.

    Подоходный налог: ниже, шире и проще

    Новый кодекс соответствует международной тенденции последних двух десятилетий и направлен на сокращение количества федеральных налогов и снижение максимальной предельной ставки налога на прибыль с 35% до 30%. Возможность региональных правительств предоставлять определенные льготы была ограничена, что ставит вне закона налоговую конкуренцию между регионами. Поскольку происходит перенос налогового бремени с компаний на физических лиц, снижение ставки должно усилить стимулы для компаний сберегать и инвестировать, а также привлекать больше экономической активности на «законные» рынки. Для финансирования этого снижения ставки и упрощения налоговой структуры проект кодекса направлен на существенное расширение налоговой базы, особенно в отношении налога на доходы физических лиц. Например, будут отменены нынешние льготы в отношении жилищных пособий и автомобилей, а также льготы в отношении процентов по банковским депозитам и страховых поступлений, которые лежат в основе многих схем уклонения от уплаты налогов. Точно так же, чтобы выйти на большой, хотя и не облагаемый налогом бартерный рынок, правительство предложило ввести новый налог в размере 0,8% на векселя, известные как вексели.

    Еще одним важным упрощением является новая система налогообложения1 для малого бизнеса. Введенная этим летом в рамках антикризисного налогового пакета правительства, новая система требует, чтобы малые предприятия уплачивали авансовый налог в размере 20% от их вмененного дохода. Подобно системам вмененного дохода в других странах, сумма дохода, который, как ожидается, будет получена предприятием, будет зависеть от ряда объективных критериев, таких как численность персонала, объем продаж, размер предприятия и т. д. Использование таких критериев для определения суммы налога должно упростить расчет и уплату налога на прибыль, особенно для начинающих и менее сложных предприятий. С другой стороны, такие произвольные формулы налогообложения могут привести к чрезмерному налогообложению многих начинающих предприятий и заниженному налогообложению наиболее платежеспособных предприятий.

    Современные правила бухгалтерского учета

    Одной из основных задач было устранение устаревших законов о бухгалтерском учете, используемых для определения налоговой базы. В значительной степени эти старые правила бухгалтерского учета и административные процедуры, унаследованные от советской эпохи, были предназначены в первую очередь для контроля и мониторинга физического производства, а не для точного измерения налоговой базы и облегчения соблюдения налогового законодательства. Например, старые правила запрещают перенос убытков и вычет многих общехозяйственных расходов, таких как расходы на рекламу, что приводит к завышению налоговой базы по сравнению с современными системами учета и завышению ставки налога на прибыль.

    Проект налогового кодекса более актуален. В соответствии с ним все разумные и необходимые деловые расходы, включая рекламу, исследования и разработки, подлежат вычету, если конкретное положение не запрещает вычет. На аналогичном этапе налоговая амортизация будет близка к экономической амортизации, и крупные предприятия должны будут использовать метод учета по методу начисления, что должно уменьшить стимулы для преднамеренной просроченной задолженности. Бартер станет менее привлекательным, а убыточные фирмы будут выявляться быстрее. Новые правила бухгалтерского учета приведут российскую систему налогообложения прибыли в соответствие с западными стандартами, облагая налогом только реальную прибыль.

    Борьба с капитальным рейсом

    Нынешняя налоговая система с ее многочисленными исключениями, неразвитыми международными налоговыми правилами и сомнительными соглашениями с налоговыми убежищами привела к значительному оттоку капитала. Девальвация рубля, скорее всего, усугубит ситуацию. Часть I кодекса включает новые правила трансфертного ценообразования, в принципе смоделированные на руководящих принципах ОЭСР. При последовательном применении эти правила помогут России взимать налоги с крупных предприятий, гарантируя, что один и тот же доход не облагается налогом более чем в одной юрисдикции, в том числе из других стран. Еще одним многообещающим событием является план правительства по пересмотру своих налоговых соглашений с международными оффшорными компаниями. Большинство предполагает, что инициатива в первую очередь направлена ​​на ужесточение налогового соглашения между Россией и Кипром от 1982, который обычно используется в России для ухода от налогов.

    Опять же, следуя тенденции стран ОЭСР, налоговый кодекс перенесет бремя с подоходного налога на потребительский. Этот сдвиг может усилить стимул к сбережениям за счет уменьшения разницы между доходностью сбережений до и после уплаты налогов. И уклониться от налогов на потребление должно быть труднее, чем от налогов на прибыль.

    Действительно, налоги на потребление, как правило, ложатся более тяжелым бременем на лиц с более низким доходом, чья норма сбережений невелика по сравнению с более высокими доходами и которые в результате своих ежедневных расходов в конечном итоге платят налог практически со всего своего располагаемого дохода. Но поскольку большая часть случаев уклонения и уклонения от налогов происходит в группах с более высокими доходами, переход к тому, что обычно считается регрессивным налогом на потребление, по иронии судьбы может оказаться относительно прогрессивным в случае России. В конце концов, даже самые неуловимые из самых высокооплачиваемых должны платить по крайней мере какой-то налог, когда тратят свой доход на товары и услуги.

    Основной областью реформ является налог на добавленную стоимость (НДС). Правительство своим постановлением расширило налоговую базу, отменив пониженную ставку 10% на социально значимые товары, в том числе на некоторые продукты питания и товары для детей, например одежду. Однако в вопросе о переходе на накопительную систему положения Налогового кодекса несовершенны. Система представляет собой не полную систему начислений, а гибрид; Возврат НДС будет производиться наличными, а сам налог будет уплачиваться с отсрочкой. Настоящая реформа НДС будет включать переход к системе полного начисления и требование к сектору розничной торговли принять систему выставления счетов-фактур для контроля возмещения НДС.2

    Одно из уже вступивших в силу изменений позволяет региональным властям устанавливать налог с розничных продаж в размере до 5% сверх НДС вместо небольших местных налогов. Неудивительно, что в нынешних условиях нынешние 4% местные налоги с оборота будут сохранены, что сделает Россию уникальной юрисдикцией для потенциального применения четырех отдельных налогов на потребление: 20% НДС, акцизный налог, который применяется на единичной основе, 4% налог с оборота. налога и 5% налога с розничных продаж. В то время как новый налог с продаж, как ожидается, будет приносить 17 миллиардов долларов в год, возникает вопрос о разумности такого количества многоуровневых налогов на потребление. Они, вероятно, будут применяться к одной и той же налоговой базе, и как только их суммы будут подсчитаны, налогоплательщики могут в конечном итоге заплатить свои налоги на потребление четырем различным государственным органам. Они также рискуют подвергнуться проверке по одному или нескольким налогам на потребление дважды в один и тот же финансовый период, один раз Государственной налоговой службой (ГНС) и один раз регионом.

     

    Изменения в правилах администрирования

    До сих пор некоторые юридические права и полномочия, которые широко используются западными налоговыми органами для облегчения сбора налогов, не были доступны их российским коллегам. Часть I Налогового кодекса предоставит многие из этих важных юридических полномочий. Например, код может служить правовой основой для присвоения общего идентификационного номера налогоплательщика или ИНН. Этот номер позволит властям автоматизировать сбор налогов и пенсионные выплаты, а также улучшить соблюдение требований по налогу на заработную плату. Широкое использование ИНН поможет властям составить основной файл, содержащий сведения о каждом налогоплательщике. Кодекс также наделит ГНС полномочиями по распределению доходов, вычетов и зачетов между связанными налогоплательщиками и между ними на основе сопоставимых операций. В случае неуплаты налога ликвидируемыми компаниями ГНС сможет подать в суд на собственников за долги.

    Часть I, однако, также содержит положения, которые существенно ограничивают возможности ГНС по сбору налогов и, как представляется, направлены на защиту интересов налогоплательщика. Он включает положение, позволяющее налогоплательщику исправлять ошибки и избегать судебного преследования. Другая статья предусматривает, что все неясности и нестыковки в налоговом законодательстве, которых немало, разрешаются в пользу налогоплательщиков. Другие положения запрещают налоговым органам проводить проверки налогоплательщика более одного раза в год и ограничивают период, в течение которого налоговые органы могут заблокировать банковский счет налогоплательщика.

    Режимы штрафов и процентов также были существенно пересмотрены. В то время как нынешние российские налоговые штрафы и пени являются суровыми по западным стандартам, новый закон склоняет чашу весов гораздо больше в пользу налогоплательщиков. Даже в тех случаях, когда задолженность остается непогашенной, сумма номинальных платежей ограничена, и включены либеральные положения об отсрочке, позволяющие налогоплательщикам откладывать платежи без начисления процентов и штрафов. Налогоплательщику также помогает требование о том, чтобы налоговые органы получали судебные постановления перед применением каких-либо взысканий к физическому лицу и перед взысканием штрафов с юридических лиц.

     

    Небольшие реформы были бы полезным началом

    Несмотря на очевидную потребность в новом, современном налоговом кодексе, принятие Частей II-IV кодекса, вероятно, будет медленным. Альтернативным планом было бы проведение реформы меньшего масштаба путем внесения поправок в некоторые существующие налоговые законы. Поправки могут быть взяты из проекта налогового кодекса и состоят из наиболее приоритетных предложений по реформе. Хотя решение не такое всеобъемлющее, как проект налогового кодекса, оно было бы хорошим. По крайней мере, это решит самые серьезные проблемы в нынешней налоговой системе и поможет подготовить почву для принятия более полного налогового кодекса в будущем.

    В этих условиях ОЭСР консультирует Министерство финансов России и Государственную налоговую службу по нерешенным вопросам разработки и реализации наиболее важных положений реформы Кодекса. ОЭСР также продолжает практическое обучение сотрудников ГНС по вопросам налогообложения в Московском международном налоговом центре.

    Несмотря на разочаровывающие неудачи на пути России к экономической трансформации, сейчас не время отказываться от налоговой реформы. Перестройка устаревшей и ненавистной налоговой системы является серьезной проблемой для любого правительства, особенно после 70 лет централизованного планирования. А очень серьезный финансовый кризис и лихорадочный политический климат делают препятствия еще более устрашающими. Тем не менее, ОЭСР признает, что в нынешних нестабильных условиях необходимость увеличения доходов для правительства будет возрастать, что делает реформы более актуальными, чем когда-либо.

     

    Библиография ОЭСР

    Сотрудничество ОЭСР с Российской Федерацией: оценка программы работы на 1997 г., 1997 г. /present.htm)

     


     

    Налоговая система России

    В этой главе Ведение бизнеса в России мы даем обзор следующих аспектов:

    • корпоративное налогообложение
    • налогообложение физических лиц
    • специальные налоговые режимы
    • налоговые льготы
    • соглашения об избежании двойного налогообложения

    Последние изменения

    Наиболее важные изменения в налоговом законодательстве за последние три года включают: посредники, предоставляющие электронные услуги, обязаны зарегистрироваться для целей НДС в России и платить налоги на месте при определенных условиях. Это обязательство распространяется на все типы клиентов таких иностранных компаний (т.е. российские юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица).

  5. Особые административные округа созданы на острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область). Жители этих районов, отвечающие определенным требованиям, могут пользоваться некоторыми налоговыми льготами.
  6. Введены значительные налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и страховым взносам для аккредитованных ИТ-компаний и разработчиков электронных компонентов (при условии их соответствия определенным критериям). В то же время существенно сократился объем льгот по НДС на распоряжение правами на программы для ЭВМ и базы данных (которые в равной степени применялись как местными, так и иностранными компаниями).
  7. Введена прогрессивная шкала НДФЛ для доходов, полученных резидентами РФ. С 1 января 2021 года доходы российских налоговых резидентов, превышающие 5 млн рублей (55 555 евро
    1

    По условному обменному курсу 90 рублей = 1 евро, используемому для удобства в данном руководстве.

    ) облагается налогом по ставке 15 % вместо действовавшей ранее фиксированной ставки в размере 13 %.

  8. Отменен общий контроль за трансфертным ценообразованием для внутренних внутригрупповых операций (за исключением отдельных случаев).
  9. Организации, действующие на финансовом рынке, теперь обязаны собирать финансовую информацию о своих клиентах, а также о бенефициарах и контролирующих лицах своих клиентов и предоставлять такую ​​информацию в налоговые органы. В случае отказа заказчика, выгодоприобретателя или контролирующего лица по требованию такой организации от раскрытия необходимой информации операции между заказчиком и организацией должны быть приостановлены.
  10. Общая налоговая нагрузка на налогоплательщиков-организаций остается практически неизменной, но ряд событий последних лет (как на законодательном уровне, так и с точки зрения практики налоговых органов) можно рассматривать как негативно влияющие на налоговый климат для таких корпоративных налогоплательщиков:

    • Внесены изменения в правила начисления пени на сумму налоговой задолженности. Расширены налоговое администрирование и налоговый контроль в отношении страховых выплат.
    • Судебная и административная налоговая практика становится все более успешной. В частности, большинство судебных дел по трансфертному ценообразованию в России были проиграны налогоплательщиками налоговым органам.
    • Налоговые органы продолжают проводить проверки ценообразования преимущественно в отношении налогоплательщиков, осуществляющих внешнеторговые операции с полезными ископаемыми.
    • В НК РФ введено понятие «необоснованная налоговая выгода». Положения приведут к увеличению объема контроля налоговых органов за агрессивными схемами минимизации налогов, используемыми налогоплательщиками. Некоторые существенные аспекты уголовной ответственности за налоговые преступления были уточнены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 48. Неуплата налогов, сборов или страховых взносов может повлечь за собой уголовную ответственность лиц, уполномоченных на подписание документов. подается в налоговые органы от имени компании (например, директора или уполномоченные представители).

    Изменения в российском налоговом законодательстве приблизили его к лучшим практикам, разработанным ОЭСР
    2

    Организация экономического сотрудничества и развития.

    . В частности, в последние годы:

    • В России введены требования по «трехуровневой системе документации» для многонациональных групп компаний. Новые правила налагают дополнительные обязательства по отчетности на участников и головные компании таких групп.
    • В 2018 году Россия начала автоматически обмениваться финансовой информацией с 71 страной и территорией
      3

      Приказ ФНС от 03.11.2020 № ЭД-7-17/[email protected].

      .

    • В российское налоговое законодательство внесены изменения в целях ратификации Многосторонней конвенции о мерах по предотвращению BEPS, связанных с налоговыми соглашениями. В 2019 году Налоговым кодексом Российской Федерации введен механизм взаимного согласования в рамках применения соглашений об избежании двойного налогообложения (« ДИДН ») для разрешения споров между сторонами.

    Основная правовая база

    Часть I Налогового кодекса от 31 июля 1998 года действует с 1 января 1999; и часть II Налогового кодекса от 5 августа 2000 г. действует с 1 января 2001 г. (вместе « НК »). Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения и применимые налоги, а также права и обязанности налогоплательщиков и государственных налоговых органов.

    В соответствии с Налоговым кодексом, налоги в России могут быть отнесены к следующим категориям:

    • Федеральные налоги применяются на всей территории России по единым ставкам, например НДС. Некоторые налоги имеют федеральную и региональную составляющие (например, налог на прибыль организаций), и их региональная составляющая может быть уменьшена по усмотрению соответствующего регионального органа.
    • Региональные налоги и местные налоги определяются Налоговым кодексом и местными или региональными органами власти, которые взимаются на местном или региональном уровне. Нижестоящие органы не могут предоставлять льготы по налогам, регулируемым вышестоящим органом.
    Федеральные налоги Налог на прибыль организаций
    НДС
    Акцизы
    Сборы с заработной платы
    Налоги на природные ресурсы
    Налог на сверхприбыль при добыче углеводородов
    Государственная пошлина
    Налог на доходы физических лиц
    Водный налог
    Региональные налоги Налог на имущество организаций
    Транспортный налог
    Налог на азартные игры
    Местные налоги Земельный налог 10 Налог на имущество 9090 8

    Как В результате такой налоговой структуры налогоплательщики могут столкнуться с налоговым и административным бременем (включая подачу налоговых деклараций и уплату налогов) как на федеральном, так и на региональном уровне.