Только в государственной собственности в российской федерации может находиться: ГК РФ Статья 214. Право государственной собственности \ КонсультантПлюс
Содержание
Ст. 212 ГК РФ. Субъекты права собственности
1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
4. Права всех собственников защищаются равным образом.
См. все связанные документы >>>
< Статья 211. Риск случайной гибели имущества
Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц >
1. В п. 1 комментируемой статьи содержится положение, аналогичное закрепленному в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ. Используя понятие «форма собственности», законодатель не дает его дефиниции. Доктринальные подходы к данному понятию различны. Многие считают его исключительно экономической категорией, полагая, что невозможно существование иных форм собственности, кроме частной и публичной. Также распространена позиция о том, что форма собственности отражает особенности правового режима имущества в зависимости от субъекта права собственности.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи субъектами права собственности могут быть все субъекты гражданского оборота: публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), частные собственники (граждане и юридические лица, за исключением юридических лиц — несобственников).
3. Исходя из ст. 8 Конституции РФ, положений ст. 209 Кодекса, устанавливающей единый набор правомочий для всех собственников, а также принципа равенства прав субъектов гражданского оборота (ст. 1 ГК), возможности собственников, по общему правилу, не зависят от категории субъекта права собственности. Однако имеются различия по основаниям возникновения и прекращения права собственности с учетом особенностей конкретной категории субъектов гражданского оборота, их правового статуса, целей деятельности. Особенности приобретения, прекращения и осуществления правомочий для отдельных форм собственности могут устанавливаться только законом. К примеру, основанием возникновения права собственности организации в момент ее создания является внесение вкладов ее учредителями. Только право собственности юридического лица может прекращаться в случае ликвидации или выдела доли участника при выходе.
Положение абз. 2 п. 3 комментируемой статьи имеет отсылочный характер. Данная норма устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. Разграничение объектов публичной собственности и определение отдельных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности, было проведено в приложениях к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга». Однако данное Постановление было направлено не на установление круга объектов, изъятых из оборота и принадлежащих только публичным образованиям, а на распределение государственного имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Отдельные объекты из указанных в приложениях к Постановлению были впоследствии приватизированы (объекты топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики и др.). На данный момент положения об отнесении имущества к исключительной государственной собственности содержатся в многочисленных нормативных актах, определяющих режим использования отдельных категорий объектов и ведения отдельных видов деятельности. Так, ЗК РФ определяет земельные участки, изъятые из оборота и относящиеся к государственной собственности с учетом назначения этих участков и размещенных на них объектов.
В частности, это участки недр, а также находящиеся в общем пользовании водоемы, лесные и земельные участки, земельные участки, занятые государственными заповедниками и национальными парками, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также некоторыми иными принадлежащими РФ объектами (ст. 27 ЗК РФ). К объектам, находящимся в государственной собственности, отнесено имущество, которое именуется общественным достоянием, а также имущество, обеспечивающее безопасность, обороноспособность, стратегические и иные интересы государства. Изъятие имущества из оборота, как правило, сопровождается установлением специальных требований к его содержанию, производству, обороту, контролю за использованием и т.д.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Правовое регулирование права государственной собственности на природные ресурсы Текст научной статьи по специальности «Право»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
А. В. Мирная, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11998
Аннотация. Правовое регулирование права собственности на природные ресурсы рассматривается в рамках конституционного, земельного и экологического права. Отмечается, что данные отрасли права содержат в себе нормы, в соответствии с которыми определяется правомочия собственника на государственные, муниципальные и частные природные ресурсы. Автором отмечено безусловное значение цивилистических конструкций в сфере права собственности на природные ресурсы.
Ключевые слова: экологическое законодательство, право собственности, окружающая среда, конституция, правомочия собственника, природные ресурсы, формы собственности.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [1]. Однако частной собственности относится приоритетная роль в регулировании права собственности на природные ресурсы. Государственная собственность в Российской Федерации теряет своё монопольное положение, однако в вопросах регулирования собственности на недра и землю, занимает лидирующее положение. Муниципальная форма собственности не является разновидностью государственной, но и не относится к частной. В экологическом праве закрепляется правовой режим природных ресурсов как объектов собственности, в том числе какие природные ресурсы являются объектами права собственности, а также экологические ограничения правомочий субъектов права собственности [2].
Рассматривая государственную собственность на природные ресурсы, можно сказать, что она имеет две формы: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Российская Федерация является субъектом права собственности и владеет всеми тремя правомочиями. Данные полномочия осуществляются посредством федеральных органов государственной власти в рамках компетенции, установленной такими актами как: Указ Пре-
зидента от 16 декабря 1993 г. №2144 «О федеральных природных ресурсах», Указ Президента от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 14 августа 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании», в соответствии с которым к федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями или объектами, находящимися на соответствующей территории [3]. На основе изучения данных нормативно-правовых актов, выделяются следующие федеральные природные ресурсы, которые могут находиться только в государственной собственности:
— земельные участи и другие природные объекты, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ;
— земельные участи, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков;
— земельные участки, занятые федеральными, энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики;
— виды животных, отнесенных к особо охраняемым, а также попадающим под действие международных договоров;
— виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу РФ;
— месторождения полезных ископаемых;
— искусственные водные объекты (пруды, карьеры), расположенные на территории двух или более субъектов Российской Федерации.
Существует определённый проблемный вопрос о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией и её субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Так же к совместному ведению отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землей, водными ресурсами и недрами. Муниципальной собственностью может являться имущество, которое принадлежит городским и сельским поселениям на праве собственности. Природные объекты, которые находятся в собственности субъектов РФ закрепляются за предприятиями и учреждениями данных субъектов во владение, пользование и распоряжение [4]. Однако, Водный кодекс Российской Федерации сдержит презумпцию права федеральной собственности на водные объекты. В соответствии с этим водные объекты, которые находятся в федеральной собственности, не подлежат передаче муниципальным образованиям.
В соответствии со ст. 1.2 Закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 недра в границах территории России, включая подземное пространство и полезные ископаемые, которые содержатся в недрах, являются государственной собственностью [5]. Правомочия владения, пользования и распоряжения недрами принадлежат как Российской Федерации, так и субъектам Российской Федерации.
Что касается лесного законодательства, то оно состоит из Лесного кодекса РФ и соответствующих Федеральных Законов, регулирующих природопользование лесными ресурсами. Лесным участком признается тот земельный участок, границы которого определяются по лесным кварта-
ла или лесотаксационным выделам, их границам и площади. Лесной участок должен быть образован как объект права, т. е. необходимы проектирование лесных участков и их государственный кадастровый учет. Поэтому, рассматривая основания возникновения права собственности на леса, следует исходить из концепции единой судьбы земельного участка и леса, расположенного на земельном участке. Право собственности на лесной участок возникает у собственника земельного участка, соответственно может быть, как государственная собственность, так и собственность субъектов Российской Федерации [6]. Лесные участки подлежат государственному кадастровому учету. Для того, чтобы определить основные формы права собственности на лесные участки, нужно изучить ст. 8 ЛК РФ.
Обратив внимание на животный мир, в частности на диких животных и можно с уверенностью сказать, что он находится в собственности государства. Право государственной собственности регулируется Федеральным Законом от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» [7]. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О животном мире», вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Действие данного закона распространяется на диких животных, но не на сельскохозяйственных и домашних животных [8]. Права на данный вид животных возникают на основании Гражданского кодекса Российской Федерации [9]. Право собственности на отдельные объекты животного мира имеет некоторые особенности. Законом 2004 года отдельно выделяется режим пользования водными биологическими ресурсами [10]. К таким ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением тех, которые обитают в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной
собственности, собственности субъектов прав. Ресурсы, которые обеспечивают ме-РФ, муниципальной и частной собствен- ждународную и национальную безопасности. ность, находятся только в федеральной
Таким образом, все вышеперечислен- собственности и могут быть изъяты из ные природные ресурсы могут находиться оборота. Благодаря такому механизму го-в государственной собственности и так же сударство обеспечивает право граждан на могут являться объектами гражданских благоприятную окружающую среду.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю.И. Исакова, М.В. Пчельников. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. — 152 с.
3. Пчельников М.В. Экологическая правовая политика Российской Федерации: институционально-правовой анализ: дисс. … канд. юрид. наук: 23.00.02: защищена 30.06.09: утв. 20.11.09. — Ростов н/Д, 2009. — 153 с.
4. Вакула А.И., Киракосян А.А. Природные ресурсы в России: вопросы права собственности // Глобальные проблемы экологической безопасности. Материалы конференции. -Ростов н/Д, 2018. — С. 16-22.
5. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834.
6. Лютая А.Э., Пчельников М. В. Лесные территории, лесные участки, земли лесного фонда: нормативно-правовое регулирование // TERRA LEGEM. Проблемы охраны и использования земельных ресурсов: сборник научных трудов. — Ростов-на-Дону, 2017. -С. 69-73.
7. Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462.
8. Пчельников М.В. Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2016. — № 2. — С. 70-74.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
10. Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270.
LEGAL REGULATION OF STATE OWNERSHIP OF NATURAL RESOURCES
A.V. Mirnaya, Student
Don State Technical University
(Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. Legal regulation of ownership of natural resources is considered within the framework of constitutional, land and environmental law. It is noted that these branches of law contain norms, according to which the owner’s rights to state, municipal and private natural resources are determined. The author notes the unconditional importance of civil constructions in the field of ownership of natural resources.
Keywords: environmental legislation, property rights, environment, constitution, ownership rights, natural resources, forms of ownership.
Казначейство нацеливается на российских финансовых посредников и уклоняющихся от санкций по всему миру
ВАШИНГТОН – Сегодня Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) продолжает ограничивать доступ России к международной финансовой системе через посредников и их бизнес. Соединенные Штаты в координации с Соединенным Королевством нацелены на сеть посредничества Алишера Усманова, в отношении которого действуют санкции в нескольких юрисдикциях. Сегодняшние действия также включают в себя назначение усилить существующие меры и еще больше воспрепятствовать импорту Россией важнейших технологий, используемых в ее войне против Украины. Всего OFAC вводит в список 25 человек и 29организации с точками соприкосновения в 20 юрисдикциях. Государственный департамент США одновременно вносит в список несколько организаций, работающих в оборонном секторе экономики Российской Федерации, и организаций, поддерживающих войну России против Украины, а также дополнительные организации, связанные с российской Государственной корпорацией по атомной энергии (Росатом). Для получения дополнительной информации об этих действиях государства см. этот информационный бюллетень. Кроме того, Министерство торговли США предпримет одновременные действия, чтобы добавить 28 организаций в свой список организаций.
«Пока Кремль ищет способы обойти обширные многосторонние санкции и экспортный контроль, введенные против России за ее войну против Украины, Соединенные Штаты и наши союзники и партнеры будут продолжать разрушать схемы уклонения, которые поддерживают Путина на поле боя», — сказал заместитель госсекретаря. Министерства финансов по борьбе с терроризмом и финансовой разведки Брайан Э. Нельсон. «Сегодняшние действия подчеркивают нашу приверженность выполнению обязательств G7 по возложению серьезных затрат на участников третьих стран, поддерживающих войну России».
НАПРАВЛЕНИЕ НА УСМАНОВСКИХ ФАСИЛИТАТОРОВ
Усманов Алишер Бурханович (Усманов), включенный в список 3 марта 2022 г. в соответствии с Э.О. 14024, является одним из самых богатых миллиардеров России, владеющим обширными активами в различных секторах экономики Российской Федерации, а также в других странах. Усманов имеет значительные доли в металлургической и горнодобывающей промышленности, телекоммуникациях и информационных технологиях. Известно, что Усманов близок со многими назначенными США высокопоставленными российскими чиновниками, в том числе с президентом России Владимиром Путиным, а также с Дмитрием Медведевым, нынешним заместителем председателя Совета безопасности России и бывшим президентом и премьер-министром России. Сообщается, что Медведев извлекал выгоду из личного пользования роскошными резиденциями, контролируемыми Усмановым. В распоряжении Усманова есть широкая сеть предприятий в финансовых убежищах и члены семьи, через которых можно проводить финансовые операции, что потенциально позволяет ему обходить санкции. Усманов также попал под санкции Австралии, Канады, Европейского Союза (ЕС), Японии, Новой Зеландии, Швейцарии и Соединенного Королевства (Великобритания).
В дополнение к действиям, описанным ниже, сегодня OFAC отозвало Генеральную лицензию 15, связанную с Россией, которая разрешала операции с участием любых организаций, на 50 или более процентов принадлежащих, прямо или косвенно, Усманову, которые не были внесены в список особо обозначенных граждан OFAC и заблокированных Список лиц (список SDN). В результате этого отзыва любые организации, которые прямо или косвенно принадлежат Усманову на 50 или более процентов, блокируются, независимо от того, включены ли такие организации в список SDN. Все сделки, совершенные лицами из США или в пределах (или транзитом) Соединенных Штатов, которые связаны с какой-либо собственностью или интересами в собственности Усманова, запрещены, если они не разрешены общей или специальной лицензией, выданной OFAC, или освобождены от них.
Деметриос Сергидес и The Sister Trust
Гражданин Кипра Деметриос Сергидес (Сергидес) является советником Усманова, который занимается финансовыми вопросами от имени Усманова. Сергидес помогал Усманову в приобретении недвижимости и управляет активами как Усманова, так и членов семьи Усманова. Сергидес был назначен в соответствии с Э.О. 14024 за то, что он действовал или намеревался действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Усманова, лица, имущество и имущественные интересы которого заблокированы в соответствии с Е.О. 14024.
Сергидес является защитником Сестринского треста , учредителями которого являются Усманов и его сестра Гульбахор Бурхановна Исмаилова (Исмаилова). Сергидес также является членом совета директоров швейцарской компании Pomerol Capital SA (Pomerol), которая является доверенным лицом The Sister Trust. Исмаилова также попала под санкции ЕС, Швейцарии и Великобритании.
Сестринский траст был назначен в соответствии с E.O. 14024 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Сергидес. Исмаилова была назначена в соответствии с Э.О. 14024 за материальную помощь, спонсирование или предоставление финансовой, материальной или технологической поддержки, товаров или услуг для или в поддержку The Sister Trust. Померол был обозначен в соответствии с E.O. 14024 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, The Sister Trust.
The Sister Trust является владельцем нескольких компаний, в том числе зарегистрированной на Кипре Almenor Holdings Limited (Almenor) и Klaret Aviation Limited (Klaret Aviation) и расположенной на Каймановых островах Navis Marine Limited (Navis Marine).
Сергидес также является членом совета директоров компаний Almenor и Navis Marine и владеет несколькими другими компаниями, включая базирующиеся на Кипре Omnia Services Cyprus Ltd (Omnia Services) и Hightrail Ltd (Hightrail), а также базирующийся во Франции Omnia Antibes .
Компании Almenor, Klaret Aviation и Navis Marine были включены в список в соответствии с E.O. 14024 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, The Sister Trust. Omnia Services, Hightrail и Omnia Antibes были включены в список в соответствии с E.O. 14024 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Сергидес.
Usmanov’s Cyprus Network
Резидент Кипра Костас Гианнакоу (Джаннакоу), гражданин Кипра Марилена Георгиу (Георгиу) и гражданин Российской Федерации-Кипра Гульноз Зуннуровна Кочарова (Кочарова), также является директором из Альменора.
Яннакоу, Георгиу и Кочарова были включены в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что они были или были руководителями, должностными лицами, старшими исполнительными директорами или членами совета директоров Almenor.
Кроме того, OFAC внесло в список еще три кипрские фирмы, принадлежащие Усманову: Windfel Properties Limited (Windfel), Savoler Development Ltd (Savoler) и Miramonte Investments Ltd (Miramonte).
Гражданин Кипра Кириакос Аттикурис (Аттикоурис) и гражданин Великобритании Антонис Ваканас (Ваканас) являются директорами Windfel, Savoler и Miramonte, а Sommen Secretarial Services Limited (Sommen Secretarial) является корпоративным секретарем Windfel, Savoler и Мирамонте.
Windfel, Savoler и Miramonte были включены в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что оно принадлежало или контролировалось, или действовало или намеревалось действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Усманова. Аттикурис и Ваканас были включены в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что они были или были руководителями, должностными лицами, старшими исполнительными директорами или членами совета директоров Windfel, Savoler и Miramonte. Sommen Secretari был назначен в соответствии с E.O. 14024 за материальную помощь, спонсирование или предоставление финансовой, материальной или технологической поддержки, товаров или услуг или в поддержку компаний Windfel, Savoler и Miramonte.
Руководители, связанные с Усмановым
OFAC также преследовало нескольких других лиц, связанных с Усмановым и его бизнесом.
Гражданин Российской Федерации Назим Тофик Оглы Эфендиев (Эфендиев), гражданин Российской Федерации-Кипра Вахтанг Эрнстович Кочаров (Кочаров) и гражданин Российской Федерации Валерий Джекович Казикаев (Казикаев) являются старшими членами правления или членами совет директоров связанных с Усмановым горно-металлургических компаний «Металлоинвест» и «Удокан Медь». Казикаев также владеет базирующейся в Словакии компанией KTH Group Spol SRO (KTH Group).
Россия-Кипр-Израиль гражданин Владимир Яковлевич Стрешинский (Стрешинский), бывший генеральный директор USM Holdings (USM), член совета директоров USM, Мегафон и Металлоинвест, три связанных с Усмановым компаний, назначенных сегодня Государственным департаментом. Стрешинский владеет зарегистрированной на острове Мэн компанией Platifino Limited . OFAC также признало гражданином Российской Федерации и Кипра Наталья Алексеевна Стрешинская (Стрешинская), жена Стрешинского.
Эфендиев, Кочаров и Казикаев внесены в список в соответствии с Э.О. 14024 за деятельность или деятельность в горно-металлургическом комплексе экономики Российской Федерации. Стрешинский был назначен в соответствии с Э.О. № 14024 за деятельность или деятельность в горно-металлургическом секторе экономики Российской Федерации, а также за то, что являлся или являлся руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров УСМ, Мегафон, Металлоинвест. Стрешинская была назначена в соответствии с Е.О. 14024 за то, что она является супругой или совершеннолетним ребенком Стрешинского.
KTH Group была обозначена в соответствии с E.O. 14024 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Казикаева. Platifino Limited была включена в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что он принадлежал Стрешинскому или находился под его контролем, или за то, что он действовал или намеревался действовать от имени, прямо или косвенно, Стрешинского. s
Гражданин Узбекистана Шохрух Олимджонович Насирходжаев (Насирходжаев) является генеральным директором Hamriyah Steel FZC, a Компания из Объединенных Арабских Эмиратов, включенная сегодня в список Государственного департамента. OFAC также включило в список жену Насирходжаева, гражданку Узбекистана 9.0015 Насиба Эркиновна Нарзиева (Насиба) и мать Насибы, гражданка Узбекистана Саодат Бурхановна Нарзиева (Саодат). Саодат — сестра Усманова.
Усманов добавил Саодат к ряду своих банковских счетов и отправил ей миллионы долларов на протяжении многих лет. Саодат перевела миллионы долларов Насирходжаеву и Насибе. Саодат также попал под санкции Великобритании.
Насирходжаев внесен в список в соответствии с Э. О. 14024 за то, что он был или был руководителем, должностным лицом, старшим исполнительным директором или членом совета директоров Hamriyah Steel FZC. Насиба была включена в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что она является супругой или совершеннолетним ребенком Насирходжаева. Саодат был назначен в соответствии с E.O. 14024 за материальную помощь, спонсирование или предоставление финансовой, материальной или технологической поддержки, товаров или услуг или в поддержку Насирходжаева.
Члены семьи Скоч
Скоч Андрей Владимирович (Скоч), внесенный в список в соответствии с Э.О. № 13661 от 06.04.2018 и во исполнение Э.О. № 14024 от 24 марта 2022 года, является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Думы) и предыдущим акционером УСМ.
Российская Федерация бизнесмен Владимир Скоч (Владимир) отец Скоч. Скоч передал все свои акции УСМ Владимиру после избрания в Думу в 1919 г.99. Владимир является мажоритарным владельцем холдинговой компании, которая непосредственно владеет предприятием, которое работает или работало в аэрокосмическом секторе экономики Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации и Кипра Варвара Скоч (Варвара) дочь Скоч. В 2020 году Владимир подарил 50 процентов своих акций USM, ранее принадлежавших Скочу, 20-летней Варваре.
Владимир внесен в список согласно Е.О. 14024 за работу или работу в аэрокосмической отрасли экономики Российской Федерации. Варвара была назначена в соответствии с Е.О. 14024 за то, что он является супругом или совершеннолетним ребенком Скоч, лица, имущество и имущественные интересы которого заблокированы в соответствии с Е.О. 14024.
Пасынок Усманова
Гражданин Германии и Российской Федерации Натан Ададиевич Винер (Винер) является пасынком Усманова и бизнесменом, владеющим рядом фирм в Москве, Россия, включая консалтинговую фирму по вопросам управления ГКР УК ООО , а также ГКР ООО , ООО ГКР Недвижимость , ООО Родина СтройГрупп , ООО Группа Родина , ООО Инвестиционная Группа Партнеры . Винер также владеет элитной недвижимостью на берегу моря в Латвии.
ООО «Винер» и «ГКР УК» включены в перечень в соответствии с Э.О. 14024 для работы или работы в сфере управленческого консультирования экономики Российской Федерации. ООО «ГКР», ООО «ГКР Недвижимость», ООО «Родина Строй Групп», ООО «Группа Родина» и ООО «Инвестиционная Группа Партнеры» включены в перечень в соответствии с Е.О. 14024 за владение или контроль, или действия или намерение действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Viner.
В дополнение к физическим и юридическим лицам, указанным здесь, Государственный департамент США внес в список 80 организаций и физических лиц по всему миру, которые связаны с Усмановым, другими российскими миллиардерами и усилиями по обходу санкций.
НАСТРАИВАНИЕ НА РОССИЙСКУЮ КОМПАНИЮ TRUST SERVICES COMPANY
Уклонение от санкций и другие незаконные финансовые средства содействуют исполнителям посредством активного содействия или грубой небрежности. Помощников можно найти в самых разных профессиях, хотя ключевые отрасли включают юриспруденцию, финансовые услуги (включая управление активами), а также поставщиков трастовых и корпоративных услуг (TCSP).
Sequoia Treuhand Trust Reg (Sequoia Treuhand Trust) — компания, предоставляющая трастовые услуги, базирующаяся в Руггеле, Лихтенштейн. В число клиентов Sequoia Treuhand Trust входят российские элиты, такие как Геннадий Николаевич Тимченко (Тимченко) и его семья, а также соратник Усманова. Тимченко был назначен в марте 2014 года в соответствии с Э.О. 13661 и снова в марте 2022 г. в соответствии с E.O. 14024 вместе с несколькими членами семьи. Тимченко также попал под санкции Австралии, Канады, ЕС, Японии, Новой Зеландии, Швейцарии и Великобритании.
Sequoia Treuhand Trust был назначен в соответствии с E.O. 14024 за оказание материальной помощи, спонсирование или предоставление финансовой, материальной или технологической поддержки, товаров или услуг или в поддержку Тимченко, лица, имущество и интересы которого заблокированы в соответствии с EO 14024.
OFAC также назначил трех человек, связанных с Sequoia Treuhand Trust. Гражданин Лихтенштейна и Швейцарии Роланд Эри (Эри) является управляющим директором Sequoia Treuhand Trust. Эри лично управлял элитной недвижимостью, связанной с Усмановым. Швейцария и гражданин Великобритании Маркус Якоб Гигер (Гигер) является членом правления Sequoia Treuhand Trust. Гражданин Австрии и Швейцарии Александр Островский (Островский) работает деловым представителем Sequoia Treuhand Trust.
Эри и Гигер были включены в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что они были или были руководителями, должностными лицами, старшими исполнительными директорами или членами совета директоров Sequoia Treuhand Trust. Островский был назначен в соответствии с Э.О. 14024 за материальную помощь, спонсирование или предоставление финансовой, материальной или технологической поддержки, товаров или услуг для или в поддержку Sequoia Treuhand Trust.
БОРЬБА С ЗАКУПКАМИ В РОССИИ И ОБХОДОМ ОТ САНКЦИЙ юридическое лицо, которое специализируется на закупке иностранных товаров для оборонной промышленности России и которое было включено в список 3 марта 2022 года для работы или деятельности в оборонном и связанном с ним материальном секторе экономики Российской Федерации.
Микроэлектроника, поставляемая King-Pai, имеет оборонное применение, включая системы наведения крылатых ракет. Кинг-Пай был назначен в соответствии с E.O. № 14024 для работающих или участвовавших в оборонной и смежной с ней военной промышленности Российской Федерации.
Dexias Industrial Products and Trading Limited Company (Dexias Türkiye) – турецкая фирма, используемая в качестве посредника для Radioavtomatika. Dexias Türkiye взаимодействует с западными фирмами в своих усилиях по закупке электронных компонентов американского происхождения. Использование Dexias Türkiye в качестве посредника происходит, несмотря на предыдущие санкции против «Радиоавтоматики» и ее сети. Dexias Türkiye был включен в список в соответствии с E.O. 14024 за оказание материальной помощи, спонсирование или оказание финансовой, материальной или технологической поддержки, товаров или услуг или в поддержку компании «Радиоавтоматика» — лица, имущество и имущественные интересы которого заблокированы в соответствии с Э. О. 14024. Dexias Türkiye также внесена в список юридических лиц Министерства торговли США.
Кроме того, сегодня OFAC приняло меры против двух других лиц, связанных с Dexias Türkiye, Dexias Limited Liability Company (Dexias Russia) и Алим Хазишмелович Фиров (Фиров). Фиров является генеральным директором Dexias Türkiye и Dexias Russia. В России Dexias Russia поддерживает коммерческие связи с военно-промышленным комплексом России для поставок продукции американского производства.
Фиров внесен в список в соответствии с Э.О. 14024 за то, что он был или был руководителем, должностным лицом, старшим исполнительным директором или членом совета директоров Dexias Türkiye. Dexias Russia была включена в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что он принадлежал или контролировался, или действовал или намеревался действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Фирова.
Azu International Ltd Sti (Azu International) — турецкая компания по производству электроники, которая способствовала доставке электроники в Россию. Основанная в марте 2022 года, вскоре после неспровоцированного вторжения России в Украину, Azu International поставила в Россию несколько партий электронных технологий иностранного происхождения, таких как компьютерные чипы. Azu International была включена в список в соответствии с E.O. 14024 для работающих или работавших в технологическом и электронном секторах экономики Российской Федерации.
Aeromotus Unmanned Aerial Vehicles Trading LLC (Aeromotus) является официальным дилером компании Da-Jiang Innovations Science & Technology Co. 13959. Aeromotus отправила несколько партий технологий DJI, в том числе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для квадрокоптеров и робототехники, российским импортерам с начала войны России на Украине. БПЛА этого бренда, поставляемые Aeromotus в Россию, были задокументированы в использовании российскими военными в операциях против Украины. Aeromotus был обозначен в соответствии с E.O. № 14024 для работающих или работавших в технологическом и аэрокосмическом секторах экономики Российской Федерации.
Hulm Al Sahra Electric Devices Trading (Hulm Al Sahra) — оптовый торговец электроприборами из ОАЭ, который отправил несколько партий электроники, оборудования и оптики, в том числе полупроводников американского происхождения на сумму почти 190 000 долларов США, контролируемых США. российским компаниям в период с июля 2022 года по ноябрь 2022 года. По крайней мере, одна из этих российских компаний участвовала в акционерном обществе «Конструкторское бюро машиностроения» (КБМ) в деятельности, связанной с российскими оборонными программами. Кроме того, Hulm Al Sahra и одна из этих российских компаний поддерживают деловые отношения как минимум с 2015 года, в том числе в сфере разработки и производства термоэлектрических кондиционеров для военной техники. Халм Аль-Сахра был включен в список в соответствии с E.O. 14024 для работающих или работавших в технологическом и электронном секторах экономики Российской Федерации. KBM был включен в список OFAC 24 марта 2022 г. в соответствии с E.O. 14024 в связи с тем, что оно находится в собственности или под контролем, или действовало или намеревалось действовать от имени, прямо или косвенно, АО «Корпорация тактических ракет», лица, имущество и интересы которого заблокированы в соответствии с E.O. 14024.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК
Сегодня OFAC присвоило Международному инвестиционному банку (МИБ) статус контролируемого Россией финансового учреждения в Будапеште, Венгрия. Присутствие МИБ в Будапеште позволяет России увеличить свое разведывательное присутствие в Европе, открывает двери для злонамеренной деятельности Кремля по влиянию в Центральной Европе и на Западных Балканах и может служить механизмом для коррупции и незаконного финансирования, включая нарушение санкций. Правительство России готово выделить дополнительные ресурсы, включая гарантии и субсидии Правительства России, чтобы спасти банк от надвигающегося дефолта. После вторжения России в Украину в феврале 2022 года Болгария, Чехия, Румыния и Словакия прекратили свое участие в МИБ.
OFAC также включило в список расположенную в Москве Акционерную компанию IIB Capital (IIB Capital), полностью принадлежащую МИБ дочернюю компанию в России, и трех нынешних или бывших руководителей МИБ: граждан Российской Федерации Николая Николаевича Косова (Косов) и Георгий Нугзарович Потапов (Потапов) и гражданин Венгрии Имре Ласлоцки (Ласлоцки). Руководители МИБ координировали свои действия с официальными лицами Российской Федерации по делам МИБ даже после дальнейшего вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Косов — бывший председатель МИБ, а Потапов и Ласлоцки — высокопоставленные чиновники в правлении МИБ.
МИБ и Косов были включены в список в соответствии с E.O. 14024 за деятельность или деятельность в секторе финансовых услуг экономики Российской Федерации и за то, что они принадлежат или контролируются, или действуют или намереваются действовать от имени или от имени, прямо или косвенно, Правительства Российской Федерации. Потапов и Ласлоцки были назначены в соответствии с Э.О. 14024 за деятельность или деятельность в сфере финансовых услуг экономики Российской Федерации. IIB Capital был назначен в соответствии с E.O. 14024 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, МИБ.
САНКЦИИ ПОСЛЕДСТВИЯ
В результате сегодняшних действий все имущество и интересы вышеперечисленных лиц, находящиеся в Соединенных Штатах или находящиеся во владении или под контролем лиц США, заблокированы, и о них необходимо сообщить OFAC. Кроме того, любые организации, которые прямо или косвенно принадлежат одному или нескольким заблокированным лицам на 50 и более процентов, также блокируются. Все операции лиц США или в пределах (или транзитом) Соединенных Штатов, которые связаны с любой собственностью или интересами в собственности определенных или заблокированных лиц, запрещены, если только они не разрешены общей или специальной лицензией, выданной OFAC, или освобождены. Эти запреты включают в себя внесение любого вклада или предоставление средств, товаров или услуг любым заблокированным лицом или в его пользу, а также получение любого вклада или предоставление средств, товаров или услуг от любого такого лица.
Сила и целостность санкций OFAC проистекают не только из способности OFAC назначать и добавлять лиц в Список граждан особых категорий и заблокированных лиц (SDN), но и из его готовности исключать лиц из списка SDN в соответствии с законом. Конечная цель санкций — не наказать, а добиться позитивных изменений в поведении. Информацию о процедуре подачи заявки на исключение из списка OFAC, включая список SDN, см. в разделе часто задаваемых вопросов OFAC 89.7 здесь. Подробную информацию о процессе подачи запроса на удаление из санкционного списка OFAC см. на веб-сайте OFAC.
Для получения идентификационной информации о лицах и организациях, на которые наложены санкции, или об имуществе, выявленном сегодня, нажмите здесь.
###
Роль государственных корпораций в экономике России
«Каково состояние государственного капитализма и государственных корпораций в России сегодня?» — спросил Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона и бывший научный сотрудник Института Кеннана. 0015 1 октября 2012 г. лекция в Институте Кеннана. Этот вопрос еще более актуален аналитиками, которые утверждают, что государственный капитализм находится на подъеме во всем мире и что этот рост будет ускорен уходом Америки с мировой арены.
Есть три критерия государственного капитализма: значительная государственная собственность на предприятия; прямое участие государства в этих предприятиях; и капиталистическая система, в которой большинство предприятий находятся в частной собственности и работают в рыночных условиях. Россия встречает их всех. Ослунд отметил, что государству принадлежит две трети рыночной капитализации на российском фондовом рынке. Однако эта собственность в основном ограничивается четырьмя отраслями: энергетикой (нефть, газ и электричество), банками, оборонной промышленностью и транспортом. В большинстве других секторов российской экономики, включая потребительские товары, невоенное производство, сельское хозяйство, страхование и услуги, государственная собственность незначительна.
По словам Аслунда, сочетание исторической случайности и сильных инсайдерских интересов помогло сформировать нынешнюю конфигурацию российского государственного капитализма. Например, премьер-министр России на протяжении большей части 1990-х годов Виктор Черномырдин был выходцем из «Газпрома» и работал над тем, чтобы сохранить газовую отрасль в качестве государственной монополии под своим контролем. Нефтяная промышленность значительно вернулась под контроль государства после конфискации в 2004 г. активов ЮКОСа и их последующей передачи контролируемой государством Роснефти. Россия 19Финансовый кризис 98 года, вызвавший крах нескольких крупных частных банков, привел к значительному увеличению государственных финансовых учреждений из-за предпочтения центрального банка. По словам Аслунда, российские усилия по приватизации никогда не распространялись на ряд транспортных компаний, и во многих других странах в транспорте обычно участвует государство.
Российские госкорпорации имеют определенные преимущества в России. У них есть доступ к дешевым кредитам (от государственных финансовых учреждений), которых нет у других компаний. Они также пользуются неявной государственной гарантией своих долгов и другой деятельности. Возможно, самое главное, по словам Аслунда, они функционируют как механизм политического контроля и извлечения ренты в путинской системе вертикали власти, обогащая союзников и нейтрализуя любую оппозицию (например, бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского).
Вся система, как утверждал Аслунд, стала возможной только благодаря длительному товарному буму, который поддерживает высокие цены на природные ресурсы и обеспечивает государство ресурсами, необходимыми для реализации его стратегии государственного капитализма. Это стратегия, лишенная идеологии — на самом деле Путин выступает за приватизацию, а не за социализм. Вместо этого реальная стратегия правительства сосредоточена на консолидации, сохранении и расширении политической и экономической власти правящих элит посредством контроля над отдельными отраслями и предприятиями.
Нет никаких претензий на получение экономической выгоды, сказал Аслунд, и доказательством этому служат рыночные оценки различных предприятий, контролируемых государством. Среднее отношение цены к прибыли (цена акции, деленная на чистую прибыль на акцию) по индексу Standard and Poors обычно составляет 13. Текущее среднее значение для российских госкорпораций составляет 5,7, а оценка для наиболее политизированных государственных предприятий составляет 2,9 для Газпрома и 1,8 для «Транснефти». Эти низкие оценки и размер задействованных предприятий объясняют общую низкую оценку всего российского фондового рынка, заметил Аслунд.
Несмотря на свою низкую оценку, российские госкорпорации способны преуспевать и процветать по-своему, а также приносить ренту правящим элитам, поскольку не подвергаются конкурентному давлению. Оборонный и транспортный секторы являются монополистами. Государственные банки могут расширяться за счет более эффективных частных банков благодаря доступу к дешевым кредитам и фактическим государственным гарантиям. «Роснефть» по-прежнему получает прибыль от конфискованных активов ЮКОСа. По словам Аслунда, выдающейся среди российских государственных корпораций теперь является «Газпром».
Газпром в настоящее время является самой слабой российской государственной корпорацией, потому что он подвергается воздействию конкурентных цен при экспорте в Европейский Союз. С появлением производства сланцевого газа в Соединенных Штатах мировые мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ), которые были введены в эксплуатацию для рынка США, были высвобождены для поставок в Европу. Как следствие, спотовая цена на природный газ в Европе резко упала, что привело к снижению спроса на трубопроводный газ «Газпрома». «Газпром» страдает от других факторов, в том числе от европейского антимонопольного иска из-за схем дифференцированного ценообразования компании, который, по прогнозам Аслунда, закончится поражением «Газпрома». По мнению Аслунда, вероятным результатом этого и других факторов давления со временем станет уничтожение прибыли «Газпрома», что напрямую повлияет на Кремль, который полагается на ренту, получаемую от компании.