Услуги оказанные на территории рф иностранной компании налогообложение: 2022 , . . , . 2022 . . , ? ? ? : 1 200 000 . ( — 200 000 .), — 600 000 . (

Налогообложения услуг иностранных организаций на территории РФ

Главная / Публикации

В настоящей статье рассмотрены типичные ситуации работы иностранных организаций на рынке рекламных и информационных услуг с позиций российского налогового законодательства. При этом автор постарался ответить на следующие вопросы:

1) Какие налоги и в каком порядке должна уплачивать иностранная компания, оказывающая информационные и рекламные услуги самостоятельно или через агента на территории Российской Федерации?

2) Изменится ли налоговые обязанности сторон, если в качестве агента иностранной компании будет вступать ее дочернее российское общество?

Налоговый режим, применяемый к иностранным организациям в Российской Федерации, во многом зависит от того, образует ли их деятельность постоянное представительство на территории России.

В соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Согласно п.2 ст.306 НК РФ, постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей г.25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом такая деятельность должна подпадать под один из видов, перечисленных в указанном пункте. В частности через постоянное представительство может осуществляться деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в Российской Федерации признается приводящей к образованию постоянного представительства: 1) наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации, 2) осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, 3) осуществление такой деятельности на регулярной основе.

Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии указанных признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (см. п.4 ст.306 НК РФ). Так к подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся: содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации; содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Таким образом, при осуществлении иностранной компанией на территории России для себя лично деятельности исключительно подготовительного и вспомогательного характера, без непосредственного оказания рекламных и информационных услуг (например, только подписание контрактов без исполнения обязательств), можно утверждать, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. Однако совершение на территории России каких-либо иных фактических и юридических действий, направленных на выполнение обязательств по договорам или совершение подготовительных действий в интересах третьих лиц (как самостоятельный вид деятельности), образует постоянное представительство.

При оказании услуг через агента на территории Российской Федерации необходимо учитывать следующее. На основании п.9 ст.306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Соответственно, при заключении агентского договора по схеме договора поручения, когда российская организация принимает на себя обязательства представлять интересы иностранной компании в РФ и заключать от ее имени договоры на оказание рекламных и/или информационных услуг, деятельность такой иностранной компании следует рассматривать как осуществляемую через постоянное представительство на территории Российской Федерации. И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Однако при этом следует учитывать, что соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, могут быть предусмотрены иные случаи, когда деятельность иностранной организации может рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории России, либо, напротив, как исключающая его образование.

Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, по налогу на прибыль устанавливаются ст.307 НК РФ. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

· доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 НК РФ;

· доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

· другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 307 НК РФ.

Согласно пункту 3 указанной статьи 307 НК РФ, в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 статьи 307 НК РФ, при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 НК РФ. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Применительно к указанным видам услуг, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставке 24 процента, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов от источников на территории РФ, с которых в соответствии со статьей 309 НК РФ был фактически удержан и перечислен в бюджет налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией в бюджет, в который перечислена сумма удержанного налога, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит в соответствии с НК РФ возврату из бюджета или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 НК РФ. Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, представляются иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные статьей 289 НК РФ Кодекса.

При прекращении деятельности постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации до окончания налогового периода налоговая декларация за последний отчетный период представляется иностранной организацией в течение месяца со дня прекращения деятельности постоянного представительства.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, устанавливаются ст.309 НК РФ.

Применительно к рассматриваемым вопросам, на основании пункта 2 статьи 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доход иностранной компании от оказания рекламных и/или информационных услуг на территории России через агента, действующего в качестве комиссионера (т.е. от собственного имени), не облагается налогом на прибыль организаций.

Теперь, что касается налога на добавленную стоимость. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, реализация работ, услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в целях главы 21 местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение настоящего подпункта применяется в том числе при:

· оказании рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

· оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

· в иных случаях, когда деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг).

При этом местом осуществления деятельности организации, выполняющего такие виды работ (оказывающих виды услуг), считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, при оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Исходя из данного определения налогового агента, по договорам на оказание рекламных и/или информационных услуг, заключенных российской организацией — агентом от собственного лица, функции налогового агента должны выполнять покупатели (заказчики) таких услуг.

Взаимозависимость российской организаций и иностранной компании не играет значения для исчисления и уплаты НДС. Однако следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и при совершении внешнеторговых сделок.

© Селиванов Виталий Владимирович, 2006

www.it-lex.ru

Заинтересовала услуга? Не нашли ответа?
Узнать цену Задать вопрос

Налоги в ИТ Международный контракт

Оценка:

Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний?

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Со справочно-правовой системой КонсультантПлюс вы будете держать руку на пульсе НДС: изменения, примеры расчетов, разбор сложных ситуаций, судебная практика.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24. 10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10. 04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией  пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.


[1] Ст. 143,  ст. 11 НК РФ.

[2] Ст. 146 НК РФ.

[3] Ст. 148 НК РФ.

[4] Ст. 174.2 НК РФ.

[5] Ст. 148 НК РФ.

[6] Ст. 174.2 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139Письмо Минфина России от 13.09.2018 № 03-07-05/65680,  Письмо Минфина России от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@.

[7] П. 4.6 ст. 83 НК РФ.

[8] Письмо Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484.

[9] П. 5 ст. 174.2 НК РФ.

[10] Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937  

[11] П. 1, п. 2 ст. 161 НК РФ.

[12] П. 2.1 ст. 171 НК РФ.

[13] Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744.

[14] Письмо Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049Письмо Минфина России от 13.06.2019 № 03-07-08/43050.

[15] Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267.

[16] Пп. 26 п 2 ст. 149 НК РФ  (в ред. до 31.07.2020).

[17] Ст. 1 ФЗ  от 31.07.2020 № 265-ФЗ.

[18] Пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. после  31.07.2020).

[19] Абз. 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

[20] Абз. 5 п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, [email protected]

Сообщения Министерства финансов России разъясняют введение налога у источника на международные перевозки

9 0004  

5 марта 2018 г.
2018-5366

Сообщения Минфина России разъяснения по взиманию налога у источника на международные перевозки

Резюме

В последнее время у налогоплательщиков участились вопросы об удержании налога у источника на услуги, оказываемые иностранными компаниями в связи с перевозкой грузов. Проблемы, с которыми сталкиваются импортеры, экспортеры и логистические компании при оплате услуг иностранных перевозчиков, включают:

  • Как проверить, что иностранная компания имеет право на договорные льготы, и нужно ли получать подтверждение фактического владения доходами компании полученный?
  • Облагаются ли транспортно-экспедиторские услуги налогом у источника, и нужно ли собирать документы, подтверждающие применение льгот по налоговым соглашениям для таких услуг?
  • Каков порядок налогообложения доходов от сдачи в аренду активов, используемых в международных перевозках?

Последние разъяснения Министерства финансов и развитие арбитражной практики в этой области касаются проблем, с которыми сталкиваются многие компании, оплачивающие услуги иностранных перевозчиков.

По общему правилу, когда иностранная компания получает доход из России в отношении международных транспортных услуг, этот доход облагается налогом у источника. 1 Налог должен удерживаться по ставке 10% 2 , если соглашением об избежании двойного налогообложения не предусмотрен более благоприятный режим.

Подробное обсуждение

Льготы по налоговым соглашениям

Удержанного налога, как правило, можно избежать, если перевозчиком является иностранная компания из страны, с которой у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Это связано с тем, что налоговые соглашения обычно предусматривают, что доход от международных транспортных услуг должен облагаться налогом только в стране, резидентом которой является компания, предоставляющая услуги. 3

Таким образом, согласно договору об освобождении от налогообложения доход от международных транспортных услуг не может облагаться налогом у источника. Чтобы воспользоваться этим освобождением, требуется правильное и своевременное подтверждение налогового резидентства иностранного перевозчика. Подтверждение резидентства иностранной компании в иностранном государстве (известное как «справка о налоговом резидентстве») должно быть предоставлено до выплаты дохода. 4

Кроме того, правила бенефициарного права 5 , введенные в налоговое законодательство РФ с 1 января 2015 года, предусматривают, что в случае, если иностранная компания не является конечным звеном в цепочке расчетов, а передает доход другому лицу и имеет ограниченные функции и активы, эта компания не может требовать уплаты налогов. льготы по договору. С 1 января 2017 года иностранные компании, получающие доход из российских источников, обязаны предоставлять российскому налоговому агенту подтверждение того, что они являются бенефициарными собственниками дохода. Как и свидетельство о резидентстве, подтверждение должно быть предоставлено иностранной компанией до даты выплаты дохода. 6

Возникает вопрос, необходимо ли подтверждать статус бенефициарного собственника иностранных компаний, получающих доход из России за услуги международных перевозок. Налоговый кодекс не делает специальных исключений для транспортных услуг. Однако термин «бенефициарное владение» в налоговых соглашениях обычно встречается только в статьях, касающихся дивидендов, процентов и роялти, но не в отношении международных перевозок.

Министерство финансов считает, что требование подтверждения бенефициарного права распространяется на международные перевозки. 7

Важно отметить, что на практике возникают различные проблемы при подтверждении права на налоговые льготы по соглашению. В частности:

  • Стандартной формы подтверждения нет, а разъяснения Минфина не содержат полного перечня сведений и документов, которые могут быть использованы для подтверждения бенефициарного права.
  • Получение подробной информации (такой как финансовые отчеты, информация о распоряжении доходами, численности персонала и т. д.) от международных перевозчиков и любых независимых деловых партнеров может быть чрезвычайно проблематичным из-за конфиденциального характера информации. Это затрудняет подготовку подробного подтверждения или оценку риска оспаривания бенефициарного права.
  • Суммы, выплачиваемые перевозчикам, часто довольно малы (например, несколько сотен евро). В таких случаях может быть экономически нецелесообразно готовить специальное подтверждение, и даже вид на жительство не всегда легко получить.

Принимая во внимание вышеизложенное, на практике часто важно определить, являются ли услуги, предоставляемые в конкретной ситуации, международными перевозками или другими услугами, которые по умолчанию не облагаются налогом у источника. 8

Транспортно-экспедиторские услуги

Министерство финансов неизменно настаивает на том, что транспортно-экспедиторские услуги не должны облагаться налогом у источника в России, поскольку они не являются международными транспортными услугами и, следовательно, не подлежат налогообложению. статус других услуг. 9 Это значительно упрощает дело, так как при отсутствии налога у источника нет необходимости подтверждать право на налоговые льготы, т. е. получать сертификат резидента и подтверждение фактического права собственности от иностранной экспедиторской компании.

Следует отметить, что менее категорично Министерство высказалось по этому поводу в недавнем письме 10 , в котором было указано, что важно учитывать объем и характер транспортно-экспедиторских услуг, а при являются основанием для отнесения этих услуг к международным перевозкам, то необходимо соблюдать правила, установленные Налоговым кодексом и соответствующим налоговым соглашением.

Характер договора с иностранным перевозчиком (международная перевозка или экспедирование грузов) для целей удержания налога также был предметом анализа в арбитражных делах. Например, по делу АР Картон АО , 11 суд пришел к выводу, что компания заключала договоры транспортной экспедиции с иностранными компаниями, а доходы этих иностранных компаний, учитывая отсутствие у них постоянного представительства в России, следовательно, не облагается налогом у источника.

Лизинг оборудования и транспорта для международных перевозок

Вопрос об удержании налога у источника возникает также в ситуациях, когда иностранная компания не занимается перевозками самостоятельно, а арендует для этого транспортные средства или оборудование (например, контейнеры) цель. В этом случае возникает вопрос, какая ставка налога у источника должна применяться: специальная ставка 10% (подпункт 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ) или стандартная ставка 20% (подпункт 1 пункта 2 НК РФ). статью 284). Позиция Минфина в ряде объяснительных писем 12 заключается в том, что тариф зависит от характера перевозки. При аренде оборудования для использования в международных перевозках, где пункт отправления или назначения находится в России, применяется ставка 10%. Если обе точки находятся в России, налог у источника должен удерживаться по ставке 20%.

Платежи за аренду оборудования также могут претендовать на налоговые льготы по соглашению. В зависимости от ситуации такой доход может подпадать под различные категории для целей договора (например, «Прибыль от бизнеса» или «Роялти»), что делает его не облагаемым налогом у источника или облагаемым по сниженным ставкам. В любом случае для применения льгот необходимо будет получить свидетельство о резидентстве и подтверждение того, что иностранная компания является бенефициарным владельцем дохода.

Последствия

В дополнение к проблемам, изложенным выше в отношении налогообложения международных транспортных услуг, необходимо рассмотреть дополнительные вопросы, такие как:

  • Как будет облагаться налогом доход, если иностранная существует риск того, что она будет признана имеющей постоянное представительство в России?
  • Как должны применяться налоговые льготы по соглашению в ситуациях, когда перевозка осуществляется видом транспорта, не указанным в статье 8 «Доходы от международных перевозок» (или аналогичной статье) соответствующего соглашения?
  • Могут ли применяться «неналоговые» международные соглашения о сотрудничестве в транспортной сфере? 13
  • Каким образом должны облагаться другие платежи, связанные с международными перевозками (например, демередж и отправка)?
  • Относятся ли к международным перевозкам услуги, при которых перевозка осуществляется между пунктами за пределами России, а заправка или подготовка судна осуществляется в России?

Для решения потенциальных проблем, планирования налоговых стратегий для международных транспортных операций и поддержки использования сниженных ставок в соответствии с налоговыми соглашениями налогоплательщики должны проконсультироваться со своим местным специалистом по налогам, чтобы:

  • Анализ существующих и планируемых договоров с иностранными перевозчиками с целью определения характера договоров (прежде всего, являются ли они договорами об экспедиции или международной перевозке).
  • В отношении прошлых платежей, облагаемых подоходным налогом, проверьте, были ли получены сертификаты резидента и, если платежи были произведены после 1 января 2017 года, были ли получены подтверждения бенефициарного права.
  • Вносить соответствующие коррективы в заключаемые договоры, чтобы избежать двусмысленности и по возможности обеспечить отнесение услуг к транспортно-экспедиторским.
  • Подготовить пояснения для делового партнера о необходимости запрашивать свидетельство о резидентстве, подтверждение бенефициарного права и подтверждающие документы в ситуациях, когда услуга облагается налогом у источника (международные перевозки, транспортный лизинг и т. д.).
  • Анализ рисков, которые могут возникнуть в результате признания иностранной транспортной компании постоянным представительством в России.
  • Проверить правильность составления отчетов о доходах, выплаченных иностранным компаниям, и удержанных налогах, и подготовиться к подаче следующих отчетов вместе с декларацией по налогу на прибыль за 2017 год. 14

——————————————
ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подраздел 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ. Под международной перевозкой понимается любая перевозка, кроме как между пунктами, расположенными за пределами России.

2 Пункт 1 статьи 310 НК РФ.

3 Статья 8 Типовой налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития.

4 Пункт 1 статьи 312 НК РФ.

5 Пункт 1 статьи 312 НК РФ.

6 Пункт 1 статьи 312 НК РФ в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ.

7 контекст международных транспортных операций упоминается, в частности, в письмах Минфина № 03-08-05/38921 от 04.07.2016 и № СД-4-3/24561 от 21.12.2016.

8 Пункт 2 статьи 312 НК РФ.

9 См., например, Письма Минфина России от 20.02.2014 № 03-08-05/7196, от 07.04.2014 № 03-08-05/15428, № 03-08- от 13.10.2014 № 05/51478, от 23.12.2014 № 03-08-05/66584, от 08.08.2016 № 03-08-05/46308 и от 27.02.2017 № 03-08-05/10881.

10. Письмо Минфина России от 11.08.2017 № 03-08-05/51807.

11 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2016 года № Ф08-1995/2016 по делу № № ?32-7642/2015.

12 Минфин Письма № 03-08-05/64556 и № 03-08-05/64673 от 04.10.2017.

13 Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительства Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21 сентября 19 г.92.

14 Форма предусмотрена пунктом 4 статьи 310 НК РФ и утверждена Приказом № ММВ-7-3/115 3/115 3/115 3/115 3/115 Федеральной налоговой службы от 02. 03.2016.

——————————————
КОНТАКТЫ

За дополнительной информацией по данному Уведомлению обращайтесь:

Ernst & Young (CIS) B.V., Международная налоговая служба, Москва

ТОО «Эрнст энд Янг», Российская налоговая служба, Нью-Йорк

——————————————
ПРИЛОЖЕНИЕ

PDF-версия настоящего налогового уведомления

«Налог на Google»: налогообложение в России электронных услуг, оказываемых через Интернет — ИТ и Интернет

15 июня 2016 г. Государственная Дума Российской Федерации
принятый в окончательном чтении законопроект «О введении
Внесение изменений в части первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
Федерации (в части налогообложения отдельных операций, осуществляемых
через сеть Интернет)» (далее – «Закон»), который
СМИ назвали «Закон о налоге на Google», поскольку
он обязывает, в частности, нероссийские ИТ-компании, такие как Google и
Apple, чтобы заплатить налог на добавленную стоимость (НДС) от продажи контента
через свои магазины приложений, тем самым уравняв свое положение
с российскими компаниями.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, в международном
практике правила налогообложения НДС для электронных услуг основаны на
тот факт, что такие услуги облагаются налогом на территории
государство, в котором проживают пользователи, в соответствии с национальными
законодательство. Соответствующие правила применяются в Европейском Союзе, Южной
Корея и Япония.

Законом дополнена часть вторая НК РФ
Российской Федерации (Налоговый кодекс) статьей 174.2, устанавливающей
правила исчисления и уплаты НДС при
оказание иностранными лицами электронных услуг, в том числе
средства предоставления услуг через информацию и
телекоммуникационная сеть, включая Интернет, автоматизированным способом
с использованием информационных технологий. Эти услуги включают, в
частности:

  • предоставление прав на использование программного обеспечения
    (включая компьютерные игры) и базы данных;
  • рекламные услуги;
  • услуги по размещению покупки
    (продажа) предложений товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • обеспечение технического,
    организационные, информационные и другие возможности с использованием
    информационных технологий и систем для установления контактов и
    сделки между покупателями и продавцами;
  • предоставление и/или обслуживание
    коммерческое или личное присутствие в сети Интернет, поддержание
    веб-ресурсы пользователей (веб-сайты и/или страницы веб-сайтов),
    предоставления доступа к ним другим пользователям сети, что позволяет пользователям
    модифицировать их;
  • хранение и переработка
    информацию при условии, что лицо, предоставившее информацию
    иметь к ним доступ в сети Интернет;
  • предоставление доменных имен, веб
    услуги хостинга;
  • администрирование информационных систем
    и веб-сайты;
  • предоставление права пользования электронными книгами и
    другие электронные публикации, информация, учебные материалы,
    графические изображения, музыкальные и аудиовизуальные произведения;
  • оказание услуг по розыску
    и/или предоставление информации о потенциальных покупателях
    клиент;
  • предоставление доступа к сети Интернет
    поисковые системы.

Законом установлено, что для целей налогообложения НДС
продажа электронных услуг, место продажи услуг
покупатель, являющийся физическим лицом, но не имеющий статуса
индивидуальный предприниматель, считается территорией России,
если:

  • местонахождение покупателя
    место жительства – Россия; или
  • банк, обслуживающий счет, используемый
    покупатель для оплаты услуг, или банк электронных денег
    оператор, через которого покупатель оплачивает услуги,
    находится на территории России; или
  • сетевой адрес покупателя
    используется при покупке услуг, зарегистрирован в России; или
  • международный телефонный код страны
    используется для покупки или оплаты услуг, назначается
    Россия.

Иностранные организации, предоставляющие электронные услуги физическим лицам,
местом реализации услуг является территория России,
обязаны исчислять и уплачивать НДС, за исключением случаев, когда налоговый агент обязан
так обязан.

Налоговый агент признается посредником, участвующим в финансовой
расчеты непосредственно с физическими лицами по договорам поручения,
комиссионные или другие аналогичные контракты с иностранными организациями, которые
предоставлять электронные услуги таким лицам.

Налоговая база при оказании иностранными лицами электронных услуг
физическим лицам, если местом реализации электронных услуг является территория
России (за исключением оказания таких услуг через отдельную
подразделение иностранной организации с местонахождением в России)
определяется в последний день налогового периода, когда уплата
(частичная оплата) за услуги получена.

Сумма НДС исчисляется иностранными организациями —
налогоплательщиков исходя из налоговой ставки 15,25%.

Закон устанавливает обязанность иностранной организации
оказание электронных услуг физическим лицам, если место оказания электронных услуг
продажа осуществляется на территории России (за исключением предоставления таких
услуги через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное
в России), и расчеты напрямую с такими лицами,
а также иностранная компания – налоговый агент (кроме иностранной
лицо, осуществляющее деятельность через обособленное подразделение, расположенное в России),
подать заявление о постановке на учет в налоговом органе РФ не
позднее 30 календарных дней с даты начала
(прекращение) оказания соответствующих услуг.

Налоговый орган ставит на учет иностранную организацию в течение 30 дней
после получения заявления и других необходимых документов
и направить уведомление о регистрации иностранному лицу
тот же день.

С даты постановки на налоговый учет иностранная организация
предоставлен доступ в личный кабинет налогоплательщика.

Иностранная организация, зарегистрированная в налоговом органе,
обязаны представить последнему документы, в том числе налоговые
декларации и сведения, предусмотренные НК РФ
Федерации, по формам, утвержденным ФНС
России через личный кабинет. Когда налогоплательщик
личный кабинет не может быть использован для подачи документов и
информация, последняя представляется иностранным лицом в
электронной форме по каналам связи через оператора
электронный документооборот.

В соответствии с Законом оказание электронных услуг иностранными лицами, если
местом реализации электронных услуг является территория России, не
привести к образованию постоянного представительства
соответствующей иностранной организации в России.

Однако, если «входной» НДС возникает для таких иностранных
лица – поставщики электронных услуг, они не смогут
выделить его на вычеты.

Кроме того, Законом предусмотрены правила внутреннего налогообложения
аудиты иностранных организаций, оказывающих электронные услуги.

Есть мнение, что Закон не содержит контроля
механизмы и, следовательно, уплата НДС будет зависеть исключительно от товара
Вера в иностранные компании ошибочна. Следует отметить в этом
в связи с тем, что ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за
нарушение порядка постановки на налоговый учет, непредставление
налоговые декларации, неуплата или неполная уплата налогов, а также
уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов никто не отменял
далеко.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года (при условии подписания
Указывается Президентом Российской Федерации после утверждения
Совет Федерации и официальное издание).

Содержание этой статьи предназначено для предоставления общего
руководство по теме. Следует обратиться за консультацией к специалисту
о ваших конкретных обстоятельствах.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ ПО: СМИ, телекоммуникациям, информационным технологиям, развлечениям из Российской Федерации

Правительство Ирландии публикует законопроект об общей схеме цифровых услуг 2023

Matheson

Общая схема законопроекта о цифровых услугах 2023 года была опубликована Министерством предпринимательства, торговли и занятости 20 марта 2023 года. Закон ЕС о цифровых услугах (DSA) ) (Регламент (ЕС) 2022/2065)

Законопроект о безопасности в Интернете: следующий этап Палаты лордов начинается завтра, когда Ofcom выпустит руководство по оценке рисков

Herbert Smith Freehills

Поскольку этап комитета в Палате лордов начинается для безопасности в Интернете Билл («Билль») завтра, Ofcom опубликовал свой запланированный подход к оценке рисков в соответствии с законопроектом.

IP и социальные сети: сложные отношения

Dennemeyer Group

Социальные сети прочно вошли в современную жизнь, поэтому вполне естественно, что теперь они играют значительную роль в маркетинге и продажах. Рекламные кампании, повышение узнаваемости бренда…

6563 Sayili Elektronik Ticaretin Düzenlenmesi Hakkinda Kanun’da Yapilan Değişiklikler Neler Getiriyor?

Назали

Değişiklik Kanunu ile temel olarak elektronik ticarete ilişkin yeni tanımlara yer verilmiş; elektronik ticaret aracı hizmet sağlayıcıları ve elektronik ticaret hizmet sağlayıcılarına net işlem hacimlerine gore farklılaşan …

Дом и гостиничный бизнес — новый фокус для брендов класса люкс

Marks & Clerk

Действительно интересная статья, в которой представлен обзор результатов нового отчета Business of Fashion Insights «Эпоха образа жизни: возможности роскоши в сфере домашнего хозяйства и гостеприимства».

Реформа цифровых услуг: Опубликован законопроект об общей схеме цифровых услуг

Уильям Фрай

DSA предназначен для обеспечения большей онлайн-безопасности, налагая обязательства на поставщиков различных онлайн-посреднических услуг, таких как социальные сети и веб-сайты электронной коммерции.