Экспорт подтверждение ндс: как подтвердить нулевую ставку НДС. АБТ Отчетность в Москве

К началу страницы

Предполагая осуществлять внешнеторговые сделки будущему российскому экспортеру необходимо ознакомиться с рядом документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации все правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

К договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, применимы положения Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980 г.).

Существенное влияние на условия внешнеторговых контрактов оказывают требования таможенного и налогового законодательства, Федеральных законов от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле», от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 08. 12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», и др..

Следует отметить, что по контракту, сумма обязательств по которому превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США, в уполномоченном банке необходимо оформить паспорт сделки (пункт 5.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 № 25103).

При рассмотрении вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) операций по реализации товаров на экспорт в общем случае необходимо руководствоваться следующим.

  1. При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Это положение установлено нормой подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

    Так, в целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в случае вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса (в случае реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, — документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 165 Налогового кодекса), в том числе:

    • контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара  за пределы таможенной территории Таможенного союза;
    • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.

    При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством — членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

    Вместо копий указанных деклараций экспортер вправе представить реестры таможенных деклараций с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций;

    • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса.

    Вместо копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов экспортер вправе представить в налоговый орган реестры указанных документов по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

    Следует отметить, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в электронной форме (приказ ФНС России от 23.10.2020 № ЕД-7-15/772@, приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@)

    Документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную  процедуру экспорта.

    Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров на экспорт подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса (в размере 10 и 20 процентов). Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176. 1 Налогового кодекса.

  2. Применение НДС при реализации товаров в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, данным в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол).

    В настоящее время государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) помимо Российской Федерации, являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика (с 01.05.2015 года).

    В целях применения положений Протокола, под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства–члена ЕАЭС на территорию  другого государства-члена ЕАЭС (пункту 2 раздела I Протокола).

    В соответствии с пунктом 3 раздела II Протокола при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.

    Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, экспортеру одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) в налоговый орган следует представить документы, предусмотренные пунктом 4 раздела II Протокола, в том числе:

    • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
    • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – Заявление) либо перечень Заявлений (на бумажном носителе или в электронной виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (приказ ФНС России от 06. 04.2015 № ММВ-7-15/139@, приказ ФНС России от 25.09.2018 № ММВ-7-15/546@).

    Указанное Заявление российскому экспортеру представляет налогоплательщик  государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары – собственник ввезенных товаров. Форма Заявления и правила его заполнения  утверждены Протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» от 11.12.2009 года;

    • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

    Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

    При непредставлении этих документов в установленный срок сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. К началу страницы

    Ситуация 1:

    Налогоплательщиком осуществляется экспорт товаров. В связи с вступлением 12.11.2014г. в силу Приказа ФТС России № 1761 от 17.09.2013 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля», с 12.11.2014 таможенные органы выдают копии деклараций на товары только по запросу организации. При этом на копиях деклараций на товары штамп «Выпуск разрешен», по мнению налогоплательщика, не ставится. Отметка о вывозе товара за пределы территории РФ ставится на копиях деклараций на товары на обратной стороне первого листа по запросу. В этой связи налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % по НДС в налоговый орган представлена копия декларации на товары без штампа «Выпуск разрешен», но со штампом «Товар вывезен».

    Комментарии:

    Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляется в том числе таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

    Таким образом, указанная норма Кодекса предусматривает представление в налоговый орган копии таможенной декларации с отметками как российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, так и российского таможенного органа места убытия.

    Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (далее — приказ ФТС России № 1761) регламентирует в том числе взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме.

    Согласно пункту 26 приказа ФТС России № 1761 после выпуска товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее — ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками.

    Пунктом 39 приказа ФТС России № 1761 предусмотрено, что по обращению декларанта таможенные органы в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах, распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска товаров.

    С учетом изложенного подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, возможно при представлении налогоплательщиком в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями приказа ФТС России № 1761 на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия.

    Ситуация 2:

    Налогоплательщиком отражена реализация товаров на экспорт с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза (далее – государство-член) в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года. При этом, на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном с документами для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, отметка об уплате косвенных налогов налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, датирована 20 апреля 2015 года (то есть 2 квартал 2015 года).

    Комментарии:

    Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. (далее – Договор), взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС осуществляются в порядке, установленном Приложением № 18 «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» к Договору (далее — Протокол).

    В соответствии с пунктом 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов.

    Указанные документы на основании пункта 5 Протокола представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

    Операции по реализации товаров, налогообложение НДС которых в соответствии с пунктом 3 Протокола производится по налоговой ставке 0 процентов, подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

    Указанная налоговая декларация согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации представляется налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. К началу страницы

    Сервис позволяет для подтверждения ставки 0 процентов по НДС налогоплательщику-экспортеру товаров формировать реестры и перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на основе сведений, имеющихся в ФНС России, а также осуществлять интерактивное общение с ТНО по данной тематике.

    Перейти в сервис «Офис экспортера»


    Содержание

    Документы



    По составу и объему сведений, необходимых для указания в таможенной декларации формы CN23 для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при вывозе товаров в международных почтовых отправлениях
    30.03.2016



    Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации
    по налогу на добавленную стоимость в электронной форме

    09.02.2018

    Все документы по теме

    Нулевая ставка НДС и вычеты при экспорте товаров в 2022 году

    Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?



    При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по ставке 0% (п.  1 ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС при экспорте применяется при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. На сбор пакета документов для подтверждения 0 ставки НДС при экспорте дается 180 календарных дней, начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). Порядок действий экспортера такой:

    1. При отгрузке товаров на экспорт продавец должен выписать счет-фактуру с 0 ставкой НДС при экспорте в обычном порядке, но регистрировать этот счет-фактуру в книге продаж пока не нужно. Налоговая база по НДС возникает на последний день квартала, в котором собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку (п.9 ст.167 НК РФ). Поэтому «нулевой» счет-фактура будет зарегистрирован в книге продаж того квартала, в котором продавец соберет документы для подтверждения 0 ставки НДС при экспорте.
    2. Если документы удалось собрать до истечения 180 дней, то, как уже говорилось, счет-фактуру с нулевой ставкой НДС нужно зарегистрировать в книге продаж и соответственно отразить в Разделе 9 декларации по НДС того квартала, в котором собраны документы. Исчисление НДС по таким операциям отражается в Разделе 4 декларации по НДС. Одновременно с представлением декларации в налоговый орган должен быть представлен и пакет документов (п.9 и п.10 ст.165 НК РФ).

    Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 20% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

    Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 20% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

    Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС, отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой НДС при экспорте в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст.  81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).


    НДС, исчисленный к уплате при не подтверждении экспорта, можно будет принять к вычету, если впоследствии налогоплательщику все-таки удастся собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС (п. 9 ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).

    Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 20% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

    Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

    Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

    Мероприятия

    Бизнес-шахматы: стратегия риск-защиты 2023

    Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

    При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС при экспорте в ЕАЭС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п. 1.3 ст.165 НК РФ.

    В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

    Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).

    Также отметим, что 180-дневный срок для подтверждения 0 ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п.  5 Протокола).

    Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

    До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога — это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

    Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС, правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.


    Отказаться применять нулевую ставку можно только в отношении всех операций, по которым такой отказ предусмотрен п.7 ст.164 НК РФ и только по ним.

    Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п. 7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

    Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

    Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

    Как отказаться от применения ставки 0%?

    Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик хочет отказаться (п. 7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

    Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.

    Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 20%?

    Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10. 03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

    У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

    Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

    Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

    Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также, когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

    Налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

    Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

    Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

    Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

    Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12. 10.2017 N 03-07-08/66748).

    При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

    Пример:

    В 1-м квартале 2022 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2021 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 1-м квартале 2022 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2021 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов во 2-м квартале 2022 года, налог, восстановленный в 1-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

    Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

    При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01. 07.2016 г.

    Какие товары относятся к сырьевым?

    В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

    Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

    Экспортный НДС – Что такое экспортный НДС?

    Экспортный НДС — это налог на товары и услуги, предоставляемые клиентам за пределами Великобритании.

    Международная торговля имеет две стороны: импорт и экспорт. Узнайте, должны ли вы платить НДС на импорт на товары или услуги, приобретенные за границей.

    Если у вас есть клиенты за границей, вам может потребоваться взимать НДС с товаров и услуг, которые вы предоставляете. Должны ли вы взимать НДС, зависит от:

    • Где находится ваш бизнес в Великобритании

    • Где находится ваш клиент

    • Является ли ваш клиент зарегистрированным плательщиком НДС

    • Продаете ли вы товары или услуги 9000 002 Сколько вы продаете

    Экспортный НДС после Brexit

    Как правило, экспортный НДС применяется только в пределах Европейского Союза. Это означает, что вы можете обнулить любые товары/услуги, проданные клиентам за пределами ЕС, при условии, что вы ведете учет продаж и соблюдаете все другие правила.

    Важно отметить, что Северная Ирландия по-прежнему является частью зоны НДС ЕС после Брексита, а это означает, что предприятия в Северной Ирландии относятся к экспортному НДС иначе, чем предприятия в Великобритании (Англии, Шотландии и Уэльсе).

    После Брексита вы можете обнулить большую часть экспорта из:

    • Великобритании (Англии, Шотландии, Уэльса) в любой пункт назначения за пределами Великобритании

    • Северной Ирландии в любой пункт назначения за пределами ЕС и Великобритания

    Таким образом, вам может потребоваться учитывать экспортный НДС, если вы являетесь предприятием в Северной Ирландии, отправляющим груз в страну ЕС.

    Если вы отправляете товар за границу, вам необходимо убедиться, что он действительно экспортируется – это необходимо сделать в течение 3 месяцев с момента отправки или получения платежа, в зависимости от того, что наступит раньше. Если вы не получите доказательств того, что продажа может быть обнулена, вам нужно будет учитывать НДС.

    Дополнительную информацию об экспорте и связанных с ним правилах можно найти на веб-сайте правительства Великобритании.

    Экспортный НДС для стран-членов ЕС и Северной Ирландии

    Правила взимания НДС с продаж в ЕС (включая Северную Ирландию) более сложны. Следует ли вам взимать НДС, зависит от того, зарегистрирован ли клиент как плательщик НДС и продаете ли вы товары или услуги.

    Взимание НДС с услуг

    Если вы продаете услуги предприятиям, расположенным в ЕС, вы обычно не взимаете НДС. Вместо этого ваш клиент будет платить НДС в своей стране, следуя процедуре обратного начисления.

    При продаже услуг потребителям в других странах ЕС с клиента должна взиматься та же ставка НДС, которая применяется в Великобритании (т.е. 20%).

    Исключениями из этих правил являются телекоммуникационные, вещательные и электронные услуги, которые облагаются налогом в стране клиента.

    Взимание НДС с товаров, экспортируемых в ЕС

    Необходимость взимания НДС с товаров, проданных покупателю в ЕС, зависит от того, зарегистрирован ли ваш клиент в качестве плательщика НДС. Если вы взимаете НДС с товаров, отправляемых клиентам из ЕС, это необходимо указать в декларации по НДС.

    Если вы продаете товары покупателю, зарегистрированному в качестве плательщика НДС в своей стране (т. е. бизнесу, зарегистрированному в качестве плательщика НДС), вам не нужно взимать НДС с товаров, отправляемых в пределах ЕС. Тем не менее, вам необходимо убедиться, что:

    • Вы получили номер плательщика НДС покупателя и включили его в свой счет на продажу

    • Товар отправлен в течение трех месяцев the UK

    Если вы отправляете товары покупателю, который не зарегистрирован как плательщик НДС, вы должны взимать НДС по ставке Великобритании.

    Регистрация плательщика НДС за границей

    Если вы регулярно экспортируете товары потребителям (т. е. не предприятиям) в другую страну ЕС, вам может потребоваться зарегистрироваться в этой стране и взимать НДС по местной ставке.

    Необходимость регистрации в отдельных странах зависит от того, достигают ли ваши продажи определенного порога, установленного в этой конкретной стране. Если вы достигли порога НДС более чем в одной стране, вам необходимо зарегистрироваться в каждой из них.

    Например, предприятие в Северной Ирландии производит велосипеды, которые они продают потребителям как в Дании, так и в Испании.

    В Дании порог составляет 280 000 крон. Предприятие в Северной Ирландии ежегодно продает велосипедов на сумму 300 000 крон, поэтому оно должно зарегистрироваться в Дании и взимать со своих датских клиентов местную ставку НДС в размере 25%.

    В Испании порог составляет 35 000 евро. Британский бизнес продает велосипеды на сумму всего 33 000 евро, поэтому ему не нужно регистрироваться для уплаты НДС в Испании и не взимать НДС со своих испанских клиентов.

    Импорт/экспорт и НДС | Европейская служба НДС

    Сводка

    Ваша компания торгует с неевропейскими странами? В связи с этим возникает вопрос об уплате НДС этих покупок/продаж с третьими странами:

    • Причитается ли НДС при импорте товаров в Европу?
    • Кто платит НДС на импорт?
    • какое пользовательское значение?
    • Как возместить импортный НДС?
    • Как экспортировать без НДС?

    Это основные вопросы по НДС, которые задают себе предприятия, торгующие с неевропейскими странами (третьими странами).

    Как только вы торгуете со странами, не входящими в ЕС, вы либо импортируете (для товаров, ввозимых в ЕС), либо экспортируете (для товаров, вывозимых из ЕС). Помимо таможенных формальностей, ваш бизнес также должен соблюдать ряд правил по НДС.

    Да, импорт товаров облагается НДС, причем налогообложение происходит, когда товары проходят таможенную очистку. Таким образом, НДС подлежит уплате в момент, когда товары считаются импортированными.

    Существуют способы ухода от предварительного финансирования этого налога: налоговые склады, временный ввоз, внешний транзит, отсрочка платежа и т. д. Условия применения необходимо проверять в каждой стране.

    НДС обычно должен уплачиваться лицом, указанным в импортной декларации в качестве фактического получателя товаров. Однако некоторые страны (например, Бельгия) разрешают лицам, не являющимся владельцами товаров, выступать в качестве грузополучателей при ввозе и быть вписанными в Единый административный документ (ЕАД).

    Таможенная стоимость вместе с кодом товара и местом происхождения товара является одним из трех ключевых элементов для расчета ввозных пошлин. Таможенная стоимость, определяемая в первом пункте ввоза на таможенную территорию Союза (ТДУ), является стоимостью на границе (союза). Его определение позволяет установить реальную экономическую стоимость ввозимых товаров. Он основан на точных и согласованных правилах Европейского Союза, что позволяет рассчитывать не только основу для исчисления таможенных пошлин, но и НДС и большинства других пошлин и налогов, причитающихся в связи с импортом.

    Таким образом, налоговой базой для НДС является таможенная стоимость, как определено действующими правилами Сообщества. Налоги, пошлины, сборы и другие сборы, причитающиеся в связи с импортом, за исключением самого НДС, также должны быть включены в налогооблагаемую сумму, как и дополнительные расходы, такие как комиссионные, упаковка, транспортные и страховые расходы, понесенные до первое место назначения.

    Предприятие, которое указано в качестве фактического получателя товаров в импортной декларации, может вычесть НДС, уплаченный им при импорте, при условии, что оно соответствует формальным и существенным условиям для осуществления своего права на вычет. Применение системы вычетов является обязанностью налоговых органов.

    Поставки товаров, отправляемых или перевозимых за пределы территории Европейского Союза, освобождаются от НДС. Чтобы это освобождение применялось, бизнес должен иметь возможность предоставить доказательства того, что товары действительно покинули территорию Европейского Союза. Доказательство того, что товар действительно покинул территорию Европейского Союза, устанавливается на основании перечня подтверждающих документов.

    Получение свидетельства о выезде с таможенной территории Союза позволяет налоговым органам доказать реальность экспортной операции и воспользоваться освобождением от НДС при экспорте.

    Компания, торгующая с третьими странами (например, США, КИТАЙ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ и т.