Роспотребнадзор. Роспотребнадзор история создания


История

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в Республике Башкортостан обрела свою правовую базу как система государственных органов в 1922 году. Служба прошла большой славный путь, ее основой являлись противоэпидемические мероприятия по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями. С момента образования санэпидслужбы ее учреждения были представлены различными организациями, создаваемыми для решения приоритетных на тот период задач. Поэтому в разные годы в республике функционировали противомалярийные, противобруцеллезные, противотуляремийные станции, пастеровские, трахоматозные пункты и другие учреждения.

Заслуги этой службы в системе республиканского здравоохранения несомненны и прежде всего, профилактического направления, в ликвидации таких заболеваний, как чума, холера, оспа, полиомиелит, тифы, малярия, трахома.

Гигиеническое направление сформировалось в период индустриализации, когда в республике шли серьезные экономические преобразования, переселение людей из деревни в город, мощными темпами развивались индустрия, нефтедобыча, нефтехимия, нефтепереработка, машиностроение. Это требовало поиска новых решений по защите здоровья работающего человека.

Службу в различные годы возглавляли достойные руководители, которые заложили основу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Особо хотелось бы сказать о таких личностях, как Иосиф Исаевич Геллерман, который с 1931 по 1954 год (с перерывом в военные годы в связи с уходом в ряды Красной Армии) занимал должность Главного госсанинспектора, Главного санитарного врача республики, заместителя министра здравоохранения БАССР и Татьяна Ивановна Савинова, заслуженный врач РСФСР и БАССР, проработавшая в службе с 1942 по 1983 год сначала рядовым, а затем Главным госсанинспектором, Главным государственным санитарным врачом, заместителем министра здравоохранения БАССР.

Достойным преемником Т.И.Савиновой, Главным государственным санитарным врачом по Республике Башкортостан, с 1983 по 2015 год стал Заслуженный врач Российской Федерации и Республики Башкортостан, доктор медицинских наук, академик РАМТН, врач высшей квалификационной категории Геннадий Дмитриевич Минин, профессионально и умело направлявший деятельность почти трехтысячного коллектива работников госсанэпидслужбы республики. В период сложных техногенных и природных катастроф («фенольная эпопея», железнодорожная трагедия у станции Улу-Теляк, сложные паводковые обстановки и др.) служба с честью выдерживала проверку на профессионализм.

С момента своего образования в 2005 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» проводит необходимый комплекс мероприятий и работ, обеспечивающих деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по контролю и надзору, направленному на защиту прав потребителей и благополучие человека.

В центре и его 12 филиалах трудятся 850 человек. Все лабораторные подразделения центра аккредитованы, сертифицированы в соответствии с системой ГОСТ Р и располагают мощной материально-технической лабораторной базой, позволяющей проводить лабораторные исследования и инструментальные замеры на современном уровне. Ежегодно лабораториями центра выполняется более одного миллиона санитарно-гигиенических, микробиологических и вирусологических исследований.

Практическая деятельность центра и его филиалов направлена на обеспечение контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, путем проведения социально-гигиенического мониторинга, выполнения комплекса мероприятий по профилактике инфекционной заболеваемости, охраны территории от заноса и распространения особо опасных инфекций, проведения исследований, расследований, измерений, испытаний, санитарно-эпидемиологических экспертиз товаров, выполнения работ, оказания услуг, проведения профессиональной гигиенической подготовки декретированных контингентов населения.

02.rospotrebnadzor.ru

История - Официальный сайт Роспотребнадзора

История государственного санитарно-эпидемиологического надзора, как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, началась с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О санитарных органах Республики» 15 сентября 1922 г.

С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений — санитарно-эпидемиологических станций.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована.

Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) была образована в 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле, с тех пор многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

 

 

www.55.rospotrebnadzor.ru

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

Из истории службы

 

Днем рождения Государственной санитарно-эпидемиологической службы принято считать 15 сентября 1922 года,  когда Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан декрет «О санитар­ных органах Республики»,  определивший их за­дачи, структуру, права и обязанно­сти. Однако санитарная служба России сформировалась  задолго до этой даты и  продолжает развиваться согласно научно-техническому  прогрессу по сей день.

 

Ровесница Северной столицы

В Санкт-Петербурге санитарные и противоэпидемические ме­роприятия проводились  с первых лет его осно­вания.  А в 1732 году в городе уже имелся  административный орган по ведению медицинского дела, именуемый – «физикат». В его обязанности входил надзор за санитарным состоя­нием и  эпидемиологической обстановкой  в  Северной столице. 

С конца 18-го столетия врачебно-санитарное дело находилось под управлением департамента Министерства полиции, переданного в 1826 году Министерству внутренних дел. Санитарный надзор выполнялся государственными служащими - полицейскими врачами.  Работа их регламентировалась «УСТАВОМ ВРАЧЕБНЫМ», который определял  направления санитарного надзора,  например, наблюдение за чистотой на улицах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здравия», участие в обсуждении устройства новых фабрик, заводов, контроль за рабочими помещениями и жильем рабочих. С 1861 года  Инструкция по составлению актов освидетельствования съестных припасов и напитков установила и  надзор за и состоянием здоровья рабочих в части заразных болезней.  Журнал  «Архив судебной медицины и общественной гигиены» помогал  Петербургу узнавать  о достижениях и направлениями санитарного дела, дабы не отставать  от других цивилизованных городов.

 

В борьбе  с холерой

В феврале 1867 года угроза эпидемии заставила  Петербургскую городскую думу при градоначальнике организовать исполнительную санитарную комиссию для решения «вопросов санитарного дела», состоящую из 6 санитарных врачей для  руководства противоэпидемическими мероприятиями и ведения статисти­ки эпидемических заболеваний. С 1884 года, врачебно-санитарное дело, которым ведали уже 11 врачей  -  санитарный надзо­р был усилен, перешло в ведение Городской думы.  

Нахлынувшие на город эпидемии ускорили принятие решение  о строительстве Барачной больницы для госпитализации тифозных больных. Первая в городе инфекционная больница получила название «Городская Барачная Александровская больница», а позднее,  была переименована в «Городскую Барачную в память С.П. Боткина больницу». 

В 1883 году Городская Комиссия Общественного здравия «признала необходимым построить при Городской Барачной больнице дезинфекционную камеру, отвечающую научным требованиям и удовлетворяющую нуждам не только больницы, но и всех жителей столицы». Так, 22 декабря 1883 года начала свою деятельность первая в России городская дезинфекционная станция общественного назначения.  Она представляла собой двухэтажное деревянное здание и имела две паровые камеры. Эти паровые камеры завоевали славу лучших паровых камер, выпускаемых отечественными заводами для обеспечения санитарных и лечебных учреждений. Создание ее -  явилось значительным этапом в развитии отечественной дезинфектологии, она была истоком развития научно-практической дезинфекции в России, организационно-методический опыт которой был использован при создании дезстанций в других городах.

 

Создание системы

В марте 1886 года Городская дума  образовала самостоятельную санитарную  ко­миссию, которая была обязана осуществлять оздоровительные мероприятия, связанные с  предупреждением и ликвидацией заразных болезней, санитарный надзор за учащимися в городских учили­щах. Помимо санитарных и противоэпидемических мероприятий на нее возлагалось оказание врачебной по­мощи населению, заведывание родильными домами, приютами и кладбищами, назначение думских и санитарных врачей.

Город тогда разделили  на «санитарные округи», каждый из которых находился в ведении «окружного санитарного попечителя». Появились особые «домовые кни­ги», в которые санитарные врачи заносили каждый случай ин­фекционного заболевания, зарегистрированного на вверенном ему участке, а так же указывали принимаемые им меры.  Специальная Инструкция возложила на санитарных врачей  на не только проведение противоэпидемиче­ских мероприятий, но и ежемесячную отчетность о  принятых мерах по установленной отчетной форме.  

В 1890 году в Петербурге был создан «Императорский институт экспериментальной медицины», ставший крупным центром микробиологической науки. В институте проводилось изучение причин болезней «главным образом заразного характера», решались практические вопросы борьбы с различными инфекционными заболеваниями.

В 1891 году  в Санкт-Петербурге открылась городская санитарно-гигиеническая лаборатория, а в  1902-м   -   санитарно-эпидемиологическое бюро, благодаря которому санитарные врачи каждый день могли получать  сведения об инфекционных заболеваниях в их районе.

 

Петербургская школа дезинфекционного дела в дореволюционный период

Начало 20 века, можно сказать, стало расцветом дезинфектологии в Санкт-Петербурге. Этот важнейший этап ее развития  продлился вплоть до 1917 года. Для общественной гигиены было сделано  тогда немало. На месте деревянного здания дезинфекционной камеры, выросло новое двухэтажное каменное здание. Вновь созданное учреждение по своему устройству, оборудованию и мощности превосходило прежнее  и   более соответствовало потребностям города и достижениям науки тех лет.  Это здание  с годами претерпело значительные изменения, но  и  сегодня  здесь  по-прежнему располагается  отделение камерной дезинфекции ФГУЗ «Санкт-Петербургской городской дезинфекционной станции».

В 1906 году  был   сооружен и комплекс зданий Городской дезинфекционной станции по адресу ул. Ивашенцева, д.5, в котором  также до настоящего времени функционируют подразделения ФГУЗ «Санкт-Петербургской городской дезинфекционной станции».

Петербургская школа дезинфекционного дела  вызывала тогда большой интерес у специалистов. С 1902 по 1905 год станцию посетили и ознакомились с ее работой свыше 1000 человек. В «Книге посетителей дезкамеры», до сих пор хранящейся в учреждении, оставили свои фамилии Илья Ильич Мечников, Григорий Витальевич Хлопин, Владимир Михайлович Бехтерев. Медицинская общественность высоко оценила  вклад станции: в 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке  ей вручили Почетный диплом «за заслуги станции как школы дезинфекционного дела для всей России».

Итак, в 1914 году санитарная служба города  располагала санитарно-эпидемиологическим бюро, участковым санитарным надзором, торгово-санитарным надзором и санитарным надзором за ночлежными домами. 133 специалиста активно занимались обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия города.  Революционные события город встретил, имея  также городскую лабораторию, изоляционный дом, два изоляционных убежища, оспопрививательный институт и ветеринарно-санитарный надзор. К работе  учреждений  привлекались известные врачи, среди которых   Сергей Петрович Боткин и  Федор Федорович Эрисман.

 

 

Советское время:  преодоление разрухи  и становление новой службы

В  революционном Петрограде заботу о здоровье населения взяла на себя Петрокоммуна,  в состав которой вошел Комиссари­ат здравоохранения, позже переименованный в отдел здравоохранения Петроградского Со­вета рабочих и крестьянских депутатов.

Разрушенное в ходе гражданской войны городское хозяйство обусловило небывалое распространение эпидемий и потребовало четкого структурирования органов санитарного надзора. Силы Комиссариата здраво­охранения были направлены, в первую очередь,  на борьбу с эпидемиями холеры и тифа, вызвавших огромное количество заболева­ний среди населения,  страдавшего от голода и холода.

В декабре 1917 года вышло постановление о создании центрального городского дезинфекционного учреждения – Ремонтно-дезинфекционной бригады.  В начале марта 1918 года первые дезинфекционные отряды выехали в инфекционные очаги. Научное руководство противоэпидемическими мероприя­тиями тогда осуществляли выдающиеся микробиологи и инфекциони­сты Даниил Кириллович Заболотный, Николай Федорович Гамалея,  Лев Владимирович Громашевский, Глеб Александрович Ивашенцев, Виктор Андреевич Башенин. 

Проблем было много: остро стоял вопрос обеспечения транспортом,   слабой была и лабораторная база, представленная только одним учрежде­нием - Центральной губернской химико-бактериологической ла­бораторией. Но, несмотря на все, самоотверженная и упорная деятельность врачей дала свои результаты - эпидемии в Петрогра­де были ликвидированы.

Серьезным недостатком в противоэпидемическом обслуживании населения была несвоевременность получения информации о возникшем инфекционном заболевании.  Ее оправляли по почте. В 1930 году в состав Ленгордезстанции был введен отдел учета, регистрации и госпитализации инфекционных больных. Таким образом, в нашем городе впервые в России были объединены в одном учреждении регистрация, учет инфекционных больных, информирование  о них  медицинских учреждений, проведение заключительной дезинфекции в эпидемических очагах. Такая система повысила качество обслуживания очагов, сократила сроки их ликвидации. Повысилась оперативность проведения первичных противоэпидемических мероприятий в масштабах города.

Но успокаиваться было рано. В 1932-1933 годах в Советском Союзе разразился небывалый голод. Сельское население бежало в Москву и Ленинград на развернувшиеся гигантские стройки. Массовая миграция населения и тяжелые санитарные условия в быстрорастущих городах вызвали широкое распространение инфекционных болезней: сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций. Возникла необходимость проведения чрезвычайных мер по борьбе с эпидемиями, улучшения санитарного состояния крупных городов. Именно тогда,  в 1933 году  и была создана новая форма санитарно-эпидемиологического контроля – Государственная санитарная инспекция.

В 1934 году в помещении карантинной станции Ленинградского морского торгового порта открылась противочумная лаборатория, а при институте им. Пастера создан отдел, в дальнейшем реорганизованный в противочумную городскую наблюдательную станцию.

В 1935 году в Ленинграде положено начало системати­ческому контролю за загрязнением атмосферного воздуха. В 1936-1937 годах  впервые в СССР,  проведены работы по изучению уличного шума и вибрации в городе. /p>

 

                  «Санитарное дело –  оборонное дело»

Незабываемой страницей в истории службы является ее деятельность в годы Великой Отечественной войны.  «В период войны, - писала «Ленинградская правда», - сани­тарное дело есть оборонное дело. От качества санитарного обслужи­вания населения зависит отправка здорового пополнения на фронт,  бесперебойная работа предприятий, изготовляющих продук­цию для нужд фронта».       

В блокадном Ленинграде не работали городской транспорт, водопровод и канализация, не было электричества. В  условиях блокадного города  Государственная санитарная служба   мужественно выполняла свой долг, не допустив развития угрожавших городу эпидемий тифа, кишечных инфекций. Были выставлены эпидотряды  по линии фронта в район Ладожского озера для осуществления профилактических противохолерных мероприятий.

В учреждениях Ленинграда не прекращались исследования воды из Невы, чтобы предотвратить возможную угрозу здоровью людей и без того страдающих в условиях блокады. Серьезной задачей была борьба с грызунами, численность которых в городе значительно увеличилась. В обеспечении эпидемиологического благополучия осажденного города внесли свою лепту работники противочумных учреждений города: им принадлежит заслуга расшифровки тяжелых заболеваний, которые не регистрировались до войны и проявились в Ленинграде в 1942 году. Например,  лептоспироз, связанный с нашествием грызунов.

В первые послевоенные годы основные усилия врачей-профилактиков были брошены на ликвидацию последствий войны и  нормализацию санитарно-эпидемической обстановки. Уже к 1950 году инфекционная заболеваемость в городе достигла довоенного уровня.

 

Ленинград послевоенный:  с заботой о  будущем поколении

К середине прошлого века районные са­нитарные инспекции Ленинграда начали реорганизовываться в санитарно-эпидемиологические станции. Тогда же были назначены и первые главные государственные санитарные врачи районов.  С конца 50-х до середины 60-х годов  появились санитарно-карантинный пункт в аэро­порту, вирусологическая лаборатория и лаборатории радиационной гигиены; акустическая лаборатория; лаборатории по исследованию атмосферного воздуха и санитарной бактерио­логии, токсикологическая лаборатория.

Государственная санитарная служба Ленинграда активно участвовала  в создании генерального плана развития города.  Были  разработаны гигиенические обоснования:  к проектированию жилой застройки, к генеральной схеме водоснабжения и канализации города,   очистки города от бытовых отходов, к  плану мероприятий по охране атмосферного воздуха и решению других вопросов санитарного благоустройства.

В 1971 году в структуру Ленгорсанэпидстанции  дополнил  от­дел особо опасных инфекций. Открылись прививочные кабинеты в детских поликлиниках, была введена до­полнительная ревакцинация против дифтерии детей младшего и школьного возраста, начато широкое применение вакцины про­тив кори, организовано динамическое наблюдение за состоянием коллективного иммунитета  детей.

В 70-е годы в Ленинграде, впервые в стране,  была разработана и опробована система работы поликлиники в услови­ях эпидемии гриппа, организация противогриппозных прививок рабочим промышленных предприятий. Во второй половине 70-х годов отрабатывалась система надзора за острыми кишечными инфекциями, которая получила одобрение МЗ РСФСР и была внедре­на на территориях РСФСР.

С начала 1980-х годов в санэпидслужбе Ленинграда началось изучение  гнойно-септических инфекций в учреждениях родовспоможения,  заработала система санитарно-противоэпидемических и про­филактических мероприятий в хирургических стационарах горо­да.

 

Государственный подход  к санитарному делу

 В начале 90-х открылась новая страница в современной истории  России  и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Страна взяла курс на построение правового государства. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Прежде всего, было, наконец,    узаконено  само понятие   санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные тре­бования, определены права и обязанности юридических лиц и граж­дан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени  и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.

В 1991 году совет Министров РСФСР утвердил новое «Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР». Санитарно-эпидемиологические станции были переименованы  в  центры  государственного  санитарно-эпидемиологического надзора и получили вертикальное подчи­нение Комитету государственного санэпиднадзора Российской Федерации.   И это было только начало.

В 2004 году  во исполнение указа Президента РФ началась реформа Федеральных органов исполнительной власти, которая затронула и систему  Госсанэпиднадзора. Созданная в результате реорганизации  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  помимо надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия,  приняла на себя еще и функции надзора в сфере защиты прав потребителей  на потребительском рынке.

 Оглядываясь назад, мы видим, что санитарно-эпидемиологическая служба России прошла непростой, но очень достойный путь. Этот жизненный экзамен успешно выдержала и санитарно-эпидемиологическая служба Петербурга, которая  традиционно занимала передо­вые позиции в области разработки и организации санитарно-эпидемиологических мероприятий.

78.rospotrebnadzor.ru

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ | Репин

Аннотация

В статье дано описание разрабатываемой в рамках работ по федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на2008 г. и на период до2015 г.» автоматизированной системы контроля радиационного воздействия Роспотребнадзора (АСКРВ). Изложена история  развития  данной  системы,  как  подсистемы  ЕГАСКРО.  Приведена  блок-схема  функционирования АСКРВ, описаны отдельные блоки. Показано, что объединение в одной автоматизированной  информационно-аналитической  системе  данных  различных  федеральных  банков  на  общей адресной основе с широкими возможностями применения аналитического аппарата существенно расширит спектр задач по оценке радиационного воздействия на население, чем в существующих системах, таких как ЕСКИД и радиационно-гигиеническая паспортизация. Использование средств автоматизации сократит время на получение необходимой информации и, в конечном счете, повысит эффективность принятия решений в области радиационной защиты населения.

Об авторах

Л. В. Репин Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева Россия Тел.: (812)309-03-13, E-mail: [email protected]

А. М. Библин

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева Россия

П. Г. Ковалев

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева Россия

М. С. Николаевич

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева Россия

В. С. Репин

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева Россия

Для цитирования: Репин Л.В., Библин А.М., Ковалев П.Г., Николаевич М.С., Репин В.С. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. Радиационная гигиена. 2014;7(3):44-53.

For citation: Repin L.V., Biblin A.M., Kovalev P.G., Nikolaevich M.S., Repin V.S. THE AUTOMATED SYSTEM OF RADIATION EXPOSURE CONTROL (ASCRE) FOR ROSPOTREBNADZOR: CREATION HISTORY, APPLICABILITY AND DEVELOPMENT. Radiatsionnaya Gygiena = Radiation Hygiene. 2014;7(3):44-53. (In Russ.)

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.

www.radhyg.ru

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области

К началу апреля 1946 года на территории области советское население составляло около 54 тысяч человек, а к концу года за счет массового переселения оно увеличилось почти в 2 раза. К этому времени уже было зарегистрировано 5 тысяч новорожденных.

В первый послевоенный год организация профилактической и противоэпидемической работы осуществлялась областным отделом здравоохранения Временного управления по гражданским делам при Военном Совете особого Кенигсбергского военного округа, в штате которого имелось 2 инспектора-эпидемиолога. Эти специалисты физически не могли обеспечить даже минимальный объем оперативной противоэпидемической работы, не говоря о плановом полноценном санитарно-эпидемиологическом обслуживании прибывшего к этому времени населения. Необходимость создания в области санэпидслужбы стала реальной потребностью. Для выполнения этой задачи Минздравом РСФСР в мае 1946 года в область направляется опытный организатор здравоохранения Андреев Яков Федорович, который 8 июня 1946 года назначается на должность заместителя заведующего отделом здравоохранения Временного управления по гражданским делам, главного государственного санитарного инспектора области.

С этого времени начинается организация санэпидслужбы Калининградской области. В 1946 году были созданы первые 9 санэпидстанций, а в 1953 году в области их стало уже 23.

В июле 1946 года Минздравом РСФСР в распоряжение облздравотдела был направлен опытный врач-эпидемиолог Апехтин В. Н. в августе на работу в область прибыли врачи Вишневская А. И., Новикова С. Л., Кочкина Н. В., Воловик Н. Е. и другие.

Становление санэпидслужбы в разрушенной войной области проходило в исключительно трудных условиях. Пригодных помещений для размещения санэпидстанций, как и других учреждений здравоохранения, не было. Для областной санэпидстанции было выделено одно из зданий бывшего ветеринарного института, расположенного по улице Монетной, ныне подполковника Иванникова, д. 5. Здание сильно пострадало от войны: отсутствовала крыша, в окнах не было стёкол, не работало центральное отопление, вода подавалась только на первый этаж здания. Для обогрева помещений использовались временные печки - «буржуйки».

Материально-техническая база санэпидстанций была крайне слабой, не было аппаратуры, из транспорта - велосипеды, мотоциклы и лошади для выполнения оперативной санитарно-противоэпидемической работы; укомплектованность врачами и средними медицинскими работниками санэпидстанций составила около 60%.

На снимке: коллектив Государственной санитарно-эпидемической станции Неманского района с детьми, родившимися в Калининградской области, 1954 год. 

В эти годы санитарно-эпидемиологическая обстановка в области была крайне сложной. В городах и сельских населённых пунктах для прибывающих людей из других регионов РСФСР катастрофически не хватало жилья, медицинских учреждений, отсутствовали бани, прачечные и другие коммунально-бытовые учреждения. В неудовлетворительном состоянии находились водопроводы и канализационные сооружения. Среди переселенцев и местного немецкого населения регистрировалась высокая заболеваемость дизентерией, брюшным и сыпным тифом, дифтерией, корью, коклюшем, скарлатиной, туляремией, малярией и другими инфекционными болезнями. Высокая заболеваемость малярией и туляремией потребовала создать специализированные учреждения. В конце 1947 года была открыта областная малярийная станция. Первым главным врачом стал Добжинский Г. В., а в последующем - Троепольская Е. М. и Куприянова И. В., много сделали в борьбе с малярией прибывшие в 1948 году молодые врачи Коган М. И. и Коган Л. И. В период с 1948 по1949 годы для борьбы с малярией в городах и районах области было дополнительно развернуто 11 противомалярийных станций.

1 октября 1949 года под руководством первого главного врача Горбуновой Р.М. начала работать противотуляремийная станция. Большую работу по организации противотуляремийных мероприятий проводили врачи Максимова Е.И., Белостоцкая Э.Н., Сушкевич Н.И. Грамотно проводимая лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа позволила уже в течение первых 3 лет их деятельности ликвидировать массовые заболевания людей малярией и туляремией, а за 5 лет снизить заболеваемость населения области малярией в 96,6 раза, туляремией - в 44,6 раза.

К концу 1954 года противомалярийные станции были реорганизованы в паразитологические отделения санэпидстанций, а противотуляремийная - в 1956 году реорганизована в отдел особо опасных инфекций областной санэпидстанции.

Последующий этап развития санэпидслужбы был связан с развернувшимся в области промышленным и жилищно-гражданским строительством. Контроль за соблюдением гигиенических нормативов при строительстве, охрана внешней среды, создание благоприятных условий труда и быта населения стали приобретать приоритетное направление. Этот этап в развитии санэпидслужбы области совпал с периодом объединения санитарных и противоэпидемических учреждений в единую цельную санитарно-эпидемиологическую службу, ставшую в последующем единой государственной организацией санитарно-эпидемиологического надзора. В нашей области этот период был полностью завершен в 1956 году.

Для выполнения поставленных задач санэпидемслужба области к этому времени уже располагала достаточной материально-технической базой: имелась необходимая медицинская аппаратура, лабораторное оборудование и инвентарь. Были организованы и работали санитарно-гигиенические лаборатории по гигиене труда, питанию и коммунальной гигиене. Для обеспечения оперативной санитарно-противоэпидемической работы в санэпидстанциях имелось 26 автомашин. За счет объединения государственных санинспекций и противоэпидемических учреждений общая штатная численность персонала санэпидстанций области увеличилась до 612 единиц (в 3,8 раза), в том числе врачебных должностей до 109 (в 1,6 раза) и средних медработников до 366 должностей (в 7,5 раза).

На снимке: планерка в СЭЗ Ленинградского района г. Калининграда. Слева - направо: Н.В. Годасюк, Т.П. Груничева, Р.В. Ткачева, 70-е годы.

 

В период 1957-1962 годов главные врачи городских и районных санэпидстанций, как руководители этих учреждений, получили полную самостоятельность в решении кадровых, материально-технических, хозяйственных и других вопросов, что положительно сказалось на деятельности санэпидучреждений области.

На снимке: Госсанэпидслужба, Черняховский район, 1984 год

1963-1990 годы стали наиболее стабильным периодом в деятельности санэпидслужбы области. В этот период службу удалось укрепить кадрами, улучшить материально-техническую базу и самое главное - повысить качество и эффективность санитарно-противоэпидемического обслуживания населения. Общая численность персонала санэпидстанций увеличилась более чем в 2 раза. Появились спецавтомобили-лаборатории: радиологическая, бактериологическая, «виброшум» и подвижные дезинфекционные камеры. Санэпидстанции были оснащены современным лабораторным оборудованием и приборами измерения, с помощью которых выполнено сотни тысяч сложных бактериологических, вирусологических, санитарно-гигиенических исследований и измерений.

Доведены до единичных случаев заболевания дифтерией, корью, сыпным тифом, бруцеллезом, столбняком. В 13,2 раза снижена заболеваемость коклюшем, в 10 раз - паратифами, в 2,4 раза - брюшным тифом, в 2,4 раза - скарлатиной, в 1,8 раза - вирусным гепатитом А, на 23,4% - суммой острых кишечных инфекций, на 11,4% - дизентерией. Достигнутые успехи положительно повлияли на уменьшение детской и общей смертности, на увеличение средней продолжительности жизни и улучшение других показателей здоровья населения области.

На снимке: 1985 год. Ветераны Великой Отечественной войны и Государственной санитарно-эпидемиологической службы (слева направо): Кормушкина А.П., Евстигнеева Т.Н., Васильев А.В., Коваль А.А., Алексеев А.А., Синько П.П., Меерсон П.М., Куприянов А.В., Синицина Л.Н., Соколов И.А.  

В начале 90-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы. Впервые за все годы ее существования постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1035-1 был принятзакон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он стал первым законом в истории России, который установил законодательное регулирование в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определил и четко обозначил систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора как важнейшего инструмента влияния на здоровье населения и среду его обитания.

Этим законом служба была выведена из ведомственного подчинения Министерства здравоохранения, переведена на уровень вертикального централизованного управления во главе с Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора и финансированием из федерального бюджета.

Основное внимание в деятельности Госкомсанэпиднадзора России было сосредоточено на решении задач по стабилизации процессов, связанных с напряженной санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране, а также на реформе госсанэпидслужбы. В это время в области создается областной центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который получил статус учреждения республиканского подчинения. Ему были переданы все 18 санэпидстанций области и дезинфекционная станция г. Калининграда.

В связи со сложившимися геополитическими особенностями расположения области, возросшим пассажиропотоком и массовым завозом в область импортных продуктов питания и других промышленных и бытовых товаров, в 1994 году были открыты первые санитарно-карантинные пункты на международных автопереходах в городах Багратионовске, Мамоново, Советске, п. Чернышевское.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 г. № 1146 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» в центре Госсанэпиднадзора в области организуется отдел социально-гигиенического мониторинга.

Прошло около шести лет, и Государственный Комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора был преобразован в Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российской Федерации. Завершен второй этап централизации управления санэпидслужбы области - централизация финансирования санэпидучреждений. Были разработаны и приняты концепции дальнейшего развития санэпидслужбы и дездела, проводится реорганизация сети и структуры центров Госсанэпиднадзора. Значительно активизирована работа по разработке целевых программ и законотворческая деятельность. Специалистами санэпидслужбы совместно с учреждениями здравоохранения и другими заинтересованными ведомствами разработаны и утверждены администрацией области 5 целевых программ: «Программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности и развития государственной санитарно-эпидемиологической службы области на 1995-1997 годы», «Программа по охране территории Калининградской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1995-1997 годы», «Вакцинопрофилактика на 1995-2000 годы», две программы «О предупреждении распространения в Калининградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» на 1995-1996 годы и на 1997-1998 годы и на период до 2000 года.

Вместе с тем стремительные изменения в экономической и социальной сферах потребовали пересмотра ряда концептуальных положений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Для приведения действующего законодательства в соответствие со сложившейся в стране ситуацией, создания нормативной базы 30.03.1999 г. был принят Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Новый закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную внешнюю среду.

На снимке: делегаты X съезда гигиенистов и санитарных врачей, Москва, 2007 год.

Значимым достижением этого периода является законотворческая деятельность. По инициативе санэпидслужбы, впервые разработано и утверждено Калининградской областной Думой 4 важных закона: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Калининградской области», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека в Калининградской области», «О предупреждении распространения в Калининградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О радиационной безопасности населения Калининградской области».

Современная история санитарно-эпидемиологической службы Калининградской области связана с происходящей в стране административной реформой органов государственной исполнительной власти.

В результате реорганизации государственной санитарно-эпидемиологической службы 2004-2005 гг. была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор. Организация работы в новых условиях повлекла не только изменения структуры службы, необходимость решения масштабных задач, связанных с возложенными на службу новых функций, кадровые перестановки. Этот многотрудный процесс потребовал от специалистов службы слаженной работы, умения находить компромиссы и пути взаимодействия, отработки технологий деятельности в новых условиях.

Стратегическая задача административной реформы, проводимой в стране в соответствии с указом Президента России от 9 марта 2004 года, а именно - снижение административных барьеров в развитии предпринимательства и бизнеса, уменьшение количества и численности контролирующих организаций - применительно к субъекту Российской Федерации решалась созданием надзорного органа - Управления Роспотребнадзора с 7 территориальными отделами. Для обеспечения его деятельности создано Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с 7 филиалами.

Вновь созданному Управлению были переданы функции в сфере надзора на потребительском рынке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, а в сфере защиты прав потребителей - Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Специалистам Управления Роспотребнадзора присвоен статус государственных гражданских служащих.

В органах и учреждениях службы в настоящее время трудится более 400 квалифицированных специалистов, ряд из них имеют звание «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный работник здравоохранения», отличника санэпидслужбы. Правительственными наградами награждены 3, значками отличия здравоохранения - 17.

Под надзором специалистов Управления Роспотребнадзора находится свыше 8 тысяч объектов (коммунальных, детских и подростковых, пищевых, промышленных, транспортных средств водного, воздушного и железнодорожного транспорта). Работу по санитарной охране территории обеспечивают 37 сотрудников в 17 международных пунктах пропуска через государственную границу.

Результатом деятельности являются:

- оздоровление объектов и сокращение предприятий 3-й группы санитарно-эпидемиологического благополучия до 2,7%;

- улучшение качества воды, подаваемой населению, по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;

- улучшение качества продовольственного сырья, пищевых продуктов;

- снижение уровня загрязнения почвы;

- увеличение охвата горячим питанием учащихся до 93,5%;

- оздоровление условий труда работающих на предприятиях области, повышение до 99% охвата медицинскими осмотрами работающих во вредных условиях труда, и многое другое.

Достигнуты положительные тенденции в снижении уровня инфекционной заболеваемости за счет поддержания высокого уровня иммунной структуры населения по группе управляемых инфекций, организации мероприятий по недопущению групповой и вспышечной заболеваемости, расширения объемов дератизационных, дезинсекционных, акарицидных мероприятий. Следует отметить большой вклад службы в работу по улучшение качества воды, подаваемой населению, за счёт реконструкции водозаборных сооружений, замены водопроводных сетей, ликвидации тупиковых участков, в результате чего была ликвидирована периодически регистрируемая вспышечная заболеваемость кишечными инфекциями с водным путём передачи в Гусевском, Черняховском районах, г.г. Калининграде, Немане.

Из 47 нозологических форм федерального государственного статистического наблюдения в области в последние годы не регистрируются особоопасные инфекционные заболевания: корь, полиомиелит, дифтерия, столбняк, сибирская язва, бруцеллез, бешенство, сыпной тиф, столбняк. Поддерживается высокий, более 98-процентный, охват профилактическими прививками детского и взрослого населения во всех декретированных возрастах.

Активно развивается эпиднадзор за вирусными гепатитами, внутрибольничными инфекциями, ВИЧ-инфекцией. Много лет проводится мониторинговое информационно-аналитическое наблюдение за инфекционной и паразитарной заболеваемостью. Постоянно совершенствуется микробиологический мониторинг, внедряются новые методы (ИФА, ПЦР). Данные эпиднадзора широко используются для разработки региональных и местных программ по обеспечению санэпидблагополучия населения. Принято участие в разработке и реализации 18 областных и 98 территориальных целевых программ.

Одним из важных мест в обеспечении санэпидблагополучия занимает гигиеническое обучение, воспитание и формирование здорового образа жизни населения на современном этапе, определенных Концепцией укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания. Ежегодно в области проходят подготовку десятки тысяч человек декретированных контингентов. Привитие гигиенических навыков населению невозможно без средств массовой информации, связь с которыми из года в год совершенствуется.

В целях обеспечения реализации Государственной концепции «Электронная Россия», информационной открытости и прозрачности деятельности, реализации прав граждан на доступ к соответствующей информации осуществлены мероприятия по повышению информационной грамотности государственных служащих, уровня технической оснащенности, совершенствованию использования информационных технологий. Должностные лица Управления обеспечены персональными компьютерами, отвечающими современными требованиями. 98% парка компьютерной и оргтехники обновлено. Расширена и усовершенствована территориально распределенная компьютерная сеть, в т.ч. с выходом в интернет, оснащенная сетевым хранилищем информации, антивирусным программным обеспечением, программами резервного копирования и восстановления информации. Создана виртуальная частная сеть (VPN). Для проведения видеоконференций приобретены и установлены в управлении и территориальных отделах WEB-камеры (с программой Skype). Разработан и функционирует официальный сайт Управления, обеспечена его постоянная поддержка в актуальном состоянии с целью наполнения информацией, отражающей основные результаты деятельности, а также для интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.

Продолжается работа по взаимодействию с институтами гражданского общества и общественными организациями. С 2008 года осуществляет свою работу Общественная приемная Управления. Кроме того, с целью оперативного консультирования потребителей и предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей в 2009 году начала работу «горячая линия».

На снимке: 2015 год, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и службы накануне Дня Победы.

Лабораторная база службы представлена бактериологической, паразитологической, санитарно-химической, токсикологической лабораториями и уникальными, единственными в области - радиологической, вирусологической лабораториями и лабораторией особоопасных инфекций. Все лабораторные подразделения центра аккредитованы, сертифицированы и располагают мощной материально-технической базой, позволяющей проводить исследования и инструментальные замеры на современном уровне. Ежегодно выполняется более 200 тысяч санитарно-химических, более 500 тысяч бактериологических, паразитологических и вирусологических исследований, внедряются более 50 новых методов анализа на все виды инфекций. В номенклатуре лабораторий около 1000 исследований.

Огромную роль в становлении и развитии санэпидслужбы области сыграли ее руководители, их опыт, мудрость и последовательность.

Андреев Яков Федорович - 1946-1949 г.г. и 1961-1963 г.г.

Сушкевич Николай Игнатьевич - 1949-1950 г.г.

Макаров Павел Федорович - 1950-1950 г.г.

Салова Галина Александровна - 1950-1959 г.г.

Мельникова Сара Ароновна - 1959-1961 г.г.

Ячменев Николай Иванович - 1963-1989 г.г.

Загорский Николай Николаевич - 1989-1999 г.г.

Груничева Татьяна Павловна - 1999-2014 г.г.

Постоянно развиваясь, сегодня санитарно-эпидемиологическая служба России, являясь самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, осуществляет на территории Калининградской области силами специалистов Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» не только федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, но и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, обеспечивая не только безопасность товаров (работ, услуг), но и их надлежащее качество.

Оценивая в целом историю развития санэпидслужбы области за 70 лет, следует подчеркнуть, что она прошла и продолжает сложный путь постоянного развития и совершенствования. И как бы ни называлась служба, какие бы изменения не происходили, всегда неизменным была и есть позиция - работать так, чтобы санитарно-эпидемиологическое благополучие населения было защищено.

На снимке: коллектив Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в День санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, 15 сентября 2016 года.

39.rospotrebnadzor.ru

История

Традиционно отсчет истории санитарно-эпидемиологической службы России ведется от 15 сентября 1922 года – даты утверждения Совнаркомом Декрета "О санитарных органах республики". Это первый государственный акт общероссийского уровня, направленный на создание санитарно-эпидемиологических учреждений.

В 1892 году на должность заведующего медикостатистическим отделением Смоленской Губернской Управы был выпускник Санкт – Петербургской медикохирургической академии Д.И.Жбанков.

В 1904 году в составе Губернской управы создается Санитарное Отделение, сотрудники которого участвовали в работе временных противоэпидемических отрядов.

Первым уездом Смоленской губернии, в котором была введена должность постоянного земского санитарного врача был Краснинский (1915 год), в 1916-1918 годах эту должность занимал З.И. Израильсон, ставший в дальнейшем крупным ученым в области гигиены труда.

Эпидемия холеры 1910 года подтолкнула Губернскую Управу к созданию постоянной бактериологической станции. В январе 1911 года очередной сессией Губернского Земского Собрания такое решение было принято. Приглашенный на пост руководителя профессор Б.Л.Пацевич – помощник директора бактериологического института им.Габричевского при Императорском Московском Университете, представил на рассмотрение Врачебного Совета проект создания бактериологического института, который и был открыт 22 сентября 1911 года.

В 1918 году в составе отдела народного здравия Смоленского губисполкома создается санитарный подотдел, в городах вводятся должности санитарных врачей. К этому времени санитарная служба представлена 18 врачами, к 1932 году их число достигнет восьмидесяти, а число санитарно – бактериологических лабораторий – девяти.

В годы первых советских пятилеток возникла острая необходимость в создании санитарных органов, деятельность которых была бы направлена на предупредительный санитарный надзор. В связи с этим в 1931 году в Смоленской губернии создается Государственная санитарная инспекция, которая действовала до 1955 года.

В 1943 году к работе приступило возрожденное эпидуправление облздравотдела, создана противотуляремийная станция, в 1944 году организуются Смоленская областная санитарно – эпидемиологическая станция и областная противомалярийная станция.

Пятидесятые годы протекают под знаком консолидации санитарно – эпидемиологических учреждений. В 1950 году в состав Смоленской областной санитарно – эпидемиологической станции вливается эпидотдел облздравотдела, в 1955 году – Госсанинспекция, в этом же году ликвидируются областные противотуляремийная и противомалярийная станция, на их базе в составе областной санэпидстанции создаются отделы особо опасных инфекций и паразитологический.

На рубеже шестидесятых открываются вирусологическая лаборатория и лаборатория ядохимикатов, к 1960 году санитарно – гигиенические и бактериологические лаборатории функционируют уже во всех санэпидстанциях, в 1964 году организуется радиологическая лаборатория.

В 1972 году в структуре областной санэпидстанции создается организационный отдел, что позволило усилить координацию деятельности службы.

В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.

Современный этап развития связан с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314, в соответствии с которым была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Территориальное управление Роспотребнадзора по Смоленской области создано на основании приказа Роспотребнадзора от 20.12.2004г. № 35 «О создании территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и реорганизовано, согласно приказа Роспотребнадзора от 02.12.2004г. № 37 «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» в форме слияния Территориального управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Смоленской области с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области.

67.rospotrebnadzor.ru

История

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением Медицинского департамента Министерства полиции, переданного в 1826 году Министерству внутренних дел (МВД). В губерниях имелись подчиненные этому департаменту врачебные управления, осуществляющие врачеб но-полицейские задачи по предотвращению причин, служивших источником болезней населения, врачебно-хозяйственную деятельность по лечению больных путем устройства больниц и обеспечения их работы, а также судебно-медицинскую деятельность. Работа врачебных управлений регламентировалась «Уставом врачебным», в котором значились вопросы в области санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здравия» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за рабочими помещениями и жильем рабочих, пищей, напитками и пр.

1842-1915 гг. Создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины.Формирование гигиены как области научного знания произошло во второй половине XIX века. В это же время в соответствии с уставами 1863 и 1884 годов гигиена стала предметом преподавания. В 1881 году Совет Московского университета пригласил читать доцентский курс молодого, но уже известного своими руководствами Ф.Ф. Эрисмана. В 1-й же лекции 1 декабря 1882 года Ф.Ф. Эрисман изложил цели и задачи гигиены, сформулировал новую концепцию данной науки.Важнейшими ее положениями были: «гигиена есть наука об общественном здоровье»; «не каждый врач... может быть специалистом по гигиене, но каждый может и должен усвоить гигиенический способ мышления»; «умение устранять санитарные недуги общества... вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства вместе взятые»; «санитарное направление (профилактическое) в медицине одержит блестящую победу над чисто врачебными тенденциями»; «предупредительной медицине - гигиене - предстоит большое будущее». Ф.Ф. Эрисман стремился найти «те закономерности, которые управляют здоровьем общества». Для осуществления этих целей Ф.Ф. Эрисман создает гигиеническую лабораторию, в которой проходили практические занятия студентов. Важной вехой в истории гигиены явилось классическое исследование проведенное Ф.Ф. Эрисманом, Е.М. Дементьевым и А.В. Погожевым фабрично-заводских предприятий Московской губернии в 1879-85 годах. Результаты исследований были обобщены в 17 томах. Принципиальные положения гигиены и материалы проведенных исследований были обобщены Ф.Ф. Эрисманом в трехтомном «Курсе гигиены» (1887-88) и «Кратком учебнике по гигиене» (1898). Ф.Ф. Эрисман проявил себя в Московском университете как блестящий организатор. По его плану и под его руководством был построен на Девичьем Поле Гигиенический институт (1890). В 1891 году при институте создана городская санитарная станция, которая анализировала пищевые продукты московских рынков. Он способствовал рождению в недрах общей гигиены самостоятельных гигиенических наук: гигиены умственного и физического труда, гигиены питания, школьной и коммунальной гигиены.
В 1861 г. МВД и Министерством финансов была издана инструкция по составлению актов освидетельствования съестных припасов и напитков, установлен надзор за состоянием здоровья рабочих в части заразных болезней и сифилиса. Низовыми штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществляющие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор и, конечно, занимавшиеся частной практикой, так как получали небольшое жалованье. В губернских городах эту работу выполняли городовые врачи, количество которых зависело от числа полицейских участков города. Одним из видов их деятельности являлось осуществление санитарного надзора и противоэпидемической работы по потребностям того времени. Медицинский департамент МВД с марта 1865 г. стал выпускать журнал «Архив судебной медицины и общественной гигиены», выходивший 4 раза в год, в котором сотрудничали многие городовые и уездные врачи. В процессе деятельности российских земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о необходимости со здания независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации. Так родилась земская и городская медицина , одним из элементов которой в ряде губерний и крупных городов стали общественные санитарные организации. Земские и городские общественные санитарные организации были созданы не во всех земствах и городах. Поэтому санитарный надзор и противоэпидемическую работу во многих земствах и городах по-прежнему осуществляли родовые и уездные врачи Медицинского департамента МВД. Городских санитарных организаций не имели такие города России, как Брянск, Владикавказ, Вятка, Грозный, Калуга, Кинешма, Новгород, Петрозаводск, Псков, Сызрань, Уральск, Челябинск, Ярославль и др., где санитарный надзор продолжали осуществлять городовые врачи.

 

 

Моллесон Иван Иванович [22.2(6.3).1842, Иркутск, - 18.12.1920, Воронеж], русский санитарный врач, один из организаторов земской медицины. В 1865 окончил медицинский факультет Казанского университета. Работал в Вятской, Пермской, Саратовской, Тамбовской, Калужской губерниях. В 1872 утвержден первым земским санитарным врачом. Организовал (1873) в Шадринске первый в России врачебно-санитарный совет уездного земства. Инициатор и руководитель ряда губернских съездов земских врачей, активный участник Пироговских съездов. Разработал формы медицинской регистрации и отчётности; многие труды посвящены вопросам санитарной статистики, демографии, санитарной характеристике промыслов и производственной школьной гигиене и др.

 

Первая городская общественная санитарная организация в Рос­сии возникла в Москве ( 1866 г.) в составе 17 санитарных врачей – первая временная санитарная комиссия, а в 1884 г. – постоянная санитар­ная организация (4-я санитарная комиссия).В Санкт-Петербурге в связи с угрозой эпидемии холеры в феврале 1867 г. Городской думой была образована исполнительная городс­кая санитарная комиссия из 6 человек (членов и санитарных попечи­телей) под председательством П.В. Жуковского и с участием врачей Е. В. Пеликана и Н. И. Розова (представителей Медицинского депар­тамента). До 1879 г. санитарный надзор в городе находился в ведении городовых врачей. В этом же году была организована Временная комиссия общественного здравия в связи с угрозой Вятлянской чумы. Эта комиссия продолжала работать и в последующие годы: 1879-1881 гг. – в связи с эпидемиями тифа и оспы, 1881-1883 гг. – с эпидемиями дифтерии и скарлатины. В 1881 г. в Санкт-Петербурге был составлен проект организации врачебно-санитарного надзора для борьбы с эпидемиями силами сверхштатных городовых врачей, а в 1884 г. в ведение Городской думы перешло врачебно-санитарное дело со сверхштатными городовыми врачами. В 1896 г. Городская дума создала постоянную санитарную комиссию, в составе которой с 1889 г. работали 40 городских санитарных врачей и 20 торгово-санитарных врачей. В 1891 г. была открыта городская лаборатория со штатом 3-х врачей и 5 химиков под руководством профессора А. С. Пржбытека. В 1902 г. организовано санитарно-эпидемиологическое бюро с 3-мя врачами во главе со старшим городским санитарным врачом. Первым старшим городским санитарным врачом г. Санкт-Петербурга был В.И. Вержейский, а после 1909 г. им стал Н.А. Иванов. В 1914 г. санитарно-эпидемиологическое бюро было введено в состав городской постоянной санитарной комиссии. Следует отметить, что санитарные врачи наряду с другими работами проводили обследования фабрик и заводов.Наряду с прообразами органов санитарно-эпидемиологической службы в Москве и Санкт-Петербурге, происходило формирование подобных организаций и в других городах России.В Саратове в 1860 г. было создано общество «Беседы Саратовских врачей», переименованное в 1898 г. в физико-медицинское общество. В 1875 г. это общество организовало медико-статистические исследования и стало деятельным советником Городской думы по борьбе с эпидемиями. В 1877 г. из состава «Беседы Саратовских врачей» выделилась группа врачей (А.А. Кноре, И. И. Шмидт, И. И. Ельнинский и др.), образовавшая «Саратовское санитарное общество», первое в России, занявшееся разработкой вопросов в области гигиены и организации санитарных учреждений. В 1885 г. для Городской думы был составлен план борьбы с эпидемиями и поставлен вопрос об учреждении постоянного санитарного надзора. В 1891 г. П.Д. Суходеевым и И.Н. Матвеевым (старейший санитарный врач города, проработавший до 1933 г.) была составлена программа деятельности санитарных врачей одобренная Почетным членом общества И.И. Моллесоном. В Саратове работало два санитарных врача, в 1894 г. учреждена должность училищного врача, а в 1904 г. приглашено еще два санитарных врача и при Городской управе образовано санитарное бюро.В г. Перми в 1872 г. положено начало первой земской санитарной организации в России. В губернском земстве введена должность гу­бернского санитарного врача, на которую был приглашен опытный земский врач Иван Иванович Моллесон, ставший одним из идеоло­гов профилактического направления в земской медицине. Работе в земствах Пермской гу­бернии И.И. Моллесон отдал почти 20 лет и оставил о себе неизгла­димую память. В Перми в 1886 г. учреждена губернская земская санитарная станция – первая в России. Однако она не смогла развернуть серьезных исследований, и через три года была закрыта. В 1890 г. создано губернское санитарное бюро. В 1898 г. в Перми организована земская бактериологическая лаборатория, преобразованная в 1912 г. в бактериологический институт. В 1908 г. в уездных земствах введены должности уездных санитарных врачей с главным разделом деятельности – санитарно-противоэпидемическая работа.

В Нижнем Новгороде Городская дума в октябре 1887 г. создала при управе санитарную комиссию из 8 гласных думы и пригласила на должность городского санитарного врача П.П. Розанова. Учреждены инструкции санитарной комиссии и санитарным попечителям, а также правила по санитарному надзору за учебными и другими заведениями, проведен анализ статистических сведений о естественном движении населения за 1868-1888 гг., начал работать второй городской санитарный врач, с 1897 г. – два санитарных надзирателя и с 1902 г. – школьно-санитарный врач. В 1895 г. В.И. Косаревым открыта бактериологическая лаборатория. Химические анализы съестных припасов в городе проводились с 1892 г., а в 1905 г. создана санитарная станция для анализов воды и съестных припасов. В деятельности санитарной организации Нижнего Новгорода в разное время принимали активное участие Н.А. Семашко, М.Ф. Владимирский, А.Н. Сысин, В.М. Фивейский и др.

СЕМАШКО Николай Александрович (1874-1949), государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР, академик АМН СССР (1944) и д.ч. АПН РСФСР (1945). В 1918-30 первый нарком здравоохранения РСФСР. Создал (1921) кафедру социальной гигиены в Московском университете (профессор и зав. кафедрой до 1929). Один из организаторов массовой пропаганды гигиенических и естественно-научных знаний среди педагогов, родителей и учащихся. В 1945-49 директор Института школьной гигиены АПН (ныне Институт возрастной физиологии РАО) и одновременно (1947-49) - Института организации здравоохранения и истории медицины АМН. Был инициатором создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927-36 гл. редактор Большой медицинской энциклопедии.

Во второй половине XIX века санитарные организации при городских думах были образованы в Таганроге (1876), Воронеже (1879), Иркутске (1882), Астрахани (1883), Туле (1887), Екатеринбурге и Севастополе (1888), Екатеринодаре (Краснодаре) и Оренбурге (1892), Самаре (1895), Томске (1897) и позднее еще в 37 городах России.Деятельность санитарно-эпидемиологических организаций, а позже системы государственного санитарного надзора в России определялись специальными постановлениями правительства. Организационные формы и методы их работы изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием отраслей промышленности, естественных наук, прежде всего, гигиены, эпидемиологии и микробиологии.С первых лет существования Советской России, несмотря на огромные экономические трудности, выделялись значительные средства на благоустройство городов, санитарно-технические и оздоровительные мероприятия в промышленности. Восстановление хозяйства страны после гражданской войны требовало создания четкой системы са­нитарно-эпидемиологических учреждений и установления системы государственного санитарного надзора. Одновременно с формированием санитарных органов в отдельных районах страны стали предпри­ниматься попытки создания сети санэпидслужбы.15 сентября 1922 г. издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики». В СССР первая санэпидстанция была создана по инициативе Гомельского санэпидотдела (зав. – К.Ю. Каганович) – 29 октября 1922 г. Это прообраз единого комплексного санитарно-эпидемиологического учреждения, в котором были представлены все основные элементы санитарной и противоэпидемической работы, включая лабораторию.

Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 г. и положение о них – 8 октября 1927 г., согласно которым значительно расширялись функции и права санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами в зависимости от их промышленного значения, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обяза­тельным элементом работы санитарных органов Российской Федерации стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.В августе 1929 г. Совнарком РСФСР заслушал вопрос «О санитарном состоянии республики». В принятом постановлении констатировалось снижение общей и детской смертности и заболеваемости рядом эпидемических болезней. Однако отмечалось и низкое санитарное состояние республики. В числе причин была недостаточная согласованность в работе органов здравоохранения, неудовлетворительная постановка изучения санитарного состояния отдельных районов, в особенности промышленных.В 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил положение «О Санитарном Совете при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР». В состав Совета входили представители профсоюзов, а Наркомтяжпрома, Наркомлегпрома, Наркомлеса, Наркомзема, Наркомсовхозов, Наркомснаба и других организаций.20-26 мая 1932 г. на созданной Госпланом СССР Всесоюзной конференции по планированию здравоохранения и рабочего отдыха на основании доклада А.Н. Сысина и А.Н. Марзеева принято решение о повсеместной организации санитарно-эпидемиологических станций, как самостоятельных постоянно действующих учреждений санэпидслужбы, состоящих на государственном бюджете. Широкое развитие они получили в последующие годы.23 декабря 1933 г. ЦИК и СНК РСФСР утвердили постановление «Об организации Государ­ственной санитарной инспекции РСФСР» (ГСИ). Этим был достигнут эффективный санитарно-эпидемиологический контроль за организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий. В 1935 г. было принято постановление о со­здании Всесоюзной Государственной санитарной инспекции (ВГСИ) при Совете Народных Комиссаров Союза ССР. Первоначально оп­ределенные цели для ГСИ в виде улучшения санитарного обслужи­вания населения и полного охвата санитарным надзором всех отраслей производства для ВГСИ приобрели характер планового те­кущего и предупредительного санитарного надзора. На ВГСИ возлагались объединение и руководство работой органов ГСИ на всей территории СССР, непосредственное осуществление санитарного надзора за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами. ВГСИ имела своих Уполномоченных в крупных промышленных районах и важнейших пунктах пищевой, рыбной и консервной промышленности. Впервые предусматривалось, что при ВГСИ будут состоять научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами санитарии и эпидемиологии. Во главе ВГСИ был поставлен Г.Н. Каминский (1895-1938). ВГСИ, выполнив возложенные на нее обязанности, в 1936 г. вошла в состав Народного Комиссариата здравоохранения СССР.В 1947 г. выявились существенные недостатки в организации санэпидслужбы в виде разобщенности в работе органов ГСИ и санитарно-эпидемиологической службы, проведении предупредительного и текущего санитарного надзора. На XIII съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов было принято решение о целесообразности объединения функций предупредительного и текущего санитарного надзора. Практика последующих лет подтвердила правильность такого объединения в период мощного подъема и развития всех отраслей промышленности, интенсивного градостроительства и связанных с ними санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий по обслуживанию населения и целенаправленному использованию сил и средств санэпидслужбы. Положение «О государственном санитарном надзоре в СССР» утвержденное постановлением Совета Министров СССР 29 октября 1963 г. № 1107 позволило осуществить значительные комплексные мероприятия по дальнейшему расширению и укреплению всей системы санэпидслужбы в республиках, областях, краях, крупных городах и сельской местности России.

МАРЗЕЕВ Александр Никитович (1883-1956) - академик АМН СССР (1944), доктор медицинских наук (1935), профессор (1940), заслуженный деятель науки УССР (1935). В 1911 г. окончил медицинский факультет Московского университета, совершенствовал знания в лаборатории В.Г. Хлопина. В 1922-1934 гг. заведовал санитарно-эпидемиологическим отделом Наркомздрава УССР. На протяжении 10 лет (1931-1941) возглавлял созданный по его инициативе Украинский (Харьков) научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, одновременно заведовал кафедрой гигиены Украинского (Харьков) института усовершенствования врачей (1930-1941) и кафедрой коммунальной гигиены Харьковского медицинского института (1934-1941). В 1941-1944 гг. – научный руководитель и заведующий санитарно-гигиеническим отделом Казахского института эпидемиологии и микробиологии, заведующий кафедрой эпидемиологии Алма-Атинского медицинского института. С 1944 г. по 1956 г. – директор Киевского научно-исследовательского института коммунальной гигиены, заведующий кафедрой коммунальной гигиены Киевского государственного института усовершенствования врачей (до 1946 г.) и Киевского медицинского института (до 1956 г.). Инициатор создания и организатор в бывшем СССР первых санитарно-эпидемиологических станций. Первым в бывшем СССР начал изучения загрязнения атмосферного воздуха. Проведенное ним изучение водохранилищ Донбасса было положено в основу

Последующие правовые акты санитарного законодательства соответствовали этапам развития санитарной службы, расширению и деятельности в области санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий. Основой дальнейшего укрепления санэпидслужбы явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 декабря 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране».Положение о государственном санитарном надзоре в СССР 1973 г. потребовало разработки новых прогрессивных форм деятельности, дальнейшее совершенствование управления, направленное на повышение качества и эффективности работы. На практике оправдала себя централизация управления и финансирования санэпидстанций. Эти организации на местах стали самостоятельно заниматься подбором кадров, оформлять в установленном порядке назначение главных врачей и специалистов, что привело к улучшению комплектования штатов санэпидстанций кадрами.С 19 апреля 1991 года открыта новая страница в истории санитарно-эпидемиологической службы России. Впервые за годы ее существования был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Постановление Верховного Совета РСФСР 09.04.91 г. № 1035-1), который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечил законодательную основу регулирования общественных отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Этим законом служба была выведена из ведомственного подчинения, переведена на уровень централизованного управления и финансирования из федерального бюджета.В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

С 16 марта 2005 г. в составе санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Первым руководителем службы – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации стал Г.Г. Онищенко.В сложных условиях социально-экономических преобразований в стране Федеральной службой Роспотребнадзора обеспечивается контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, удается сдерживать ее ухудшение, добиваться снижения общей и инфекционной заболеваемости населения и смертности от инфекционных болезней, предотвращать распространение особо опасных инфекций и возникновение сотен случаев заболеваний и отравлений людей.

77.rospotrebnadzor.ru