Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Значение роспотребнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.
История[ | код]
Предшествующие организации:
- до 1917 — в составе Медицинской
49. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путем реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемиологических станций) по субъектам РФ.
В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.
50. Функции и задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Функции[править|править вики-текст]
1) осуществляет контроль за соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
2) выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующих излучений;
3) регистрирует лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф;
4) устанавливает причины и источники возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
5) организует деятельность централизованных органов (центров) государственного санитарно-эпидемиологического надзора во главе с главным санитарным врачом РФ.
Основными задачамиявляются:
организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, и в области потребительского рынка;
предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;
профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
51. Регламентация полномочий страховщика для территориальных фондов обязательного медицинского страхования (фз n 326-фз).
1. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (далее - договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования).
2. В состав учредителей (участников, акционеров) и органов управления страховой медицинской организации не вправе входить работники федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление управления в сфере здравоохранения, Федерального фонда и территориальных фондов, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию.
3. Страховые медицинские организации не вправе осуществлять иную, за исключением деятельности по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, деятельность.
4. Страховые медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами добровольного медицинского страхования с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и Федерального фонда.
5. Страховые медицинские организации ведут раздельный учет собственных средств и средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
6. Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (далее - целевые средства).
7. Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией (далее - договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
8. Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
9. Страховые медицинские организации в соответствии с требованиями, установленными правилами обязательного медицинского страхования, размещают на собственных официальных сайтах в сети Интернет, опубликовывают в средствах массовой информации или доводят до сведения застрахованных лиц иными предусмотренными законодательством Российской Федерации способами информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы, о количестве застрахованных лиц, медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи, правах граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе праве выбора или замены страховой медицинской организации, медицинской организации, порядке получения полиса обязательного медицинского страхования, а также об обязанностях застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом.
10. Страховая медицинская организация включается в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также - реестр страховых медицинских организаций), на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором страховая медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра страховых медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.
11. В случае, если на территориях субъектов Российской Федерации отсутствуют страховые медицинские организации, включенные в реестр страховых медицинских организаций, их полномочия осуществляются территориальным фондом до дня начала осуществления деятельности страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций.
studfiles.net
История - Официальный сайт Роспотребнадзора
От СЭС до Роспотребнадзора
(История развития службы)
Календарь России пестрит датами начала и окончания войн, революций, социальных потрясений и катаклизмов. Однако, несмотря на это в нашей стране за последнее столетие не случалось массовых эпидемий опасных заболеваний. Немалая заслуга в этом принадлежит санитарно- эпидемиологической службе.
Первыми противоэпидемическими учреждениями в России считаются постоянные пограничные карантины, которые возникли в середине 18 века для ограждения территории страны от проникновения инфекционных заболеваний из-за рубежа. Необходимость создания специальных учреждений санитарно- эпидемиологического профиля зародилась в 70-х годах 19 века в недрах земской медицины, а в 1872 году была создана губернская санитарная комиссия. Основной этап организации санитарно- эпидемиологической службы в стране начался с издания 15 сентября 1922 года Декрета СНК РСФСР « О санитарных органах Республики». Были установлены структура санитарной организации, система санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных врачей.
12 июля 1933 года - дата образования государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Адыгея. Таким образом, в нынешнем, 2008 году санэпидслужба Адыгеи отметит свой юбилей - 75 лет. Формирование санитарно- эпидемиологической службы в Республике Адыгея имеет свою специфику, которая заключается в том, что в начале в молодой автономной области одновременно создавались лечебные и профилактические структуры. Дело охраны здоровья населения Адыгеи совершенствовалось из года в год. Многолетний путь пройден санэпидслужбой Республики Адыгея в составе единой службы Российской Федерации. В 2005 году было создано существующее по настоящее время Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея).
Роспотребнадзор образовался в результате реорганизации трех структур: центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора, управления госторгинспекции РФ по РА, а также антимонопольного министерства, точнее того его ведомства, которое занималось защитой прав потребителей. Кроме того, было создано специальное федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии», призванное обеспечивать деятельность Роспотребнадзора, то есть готовить заключения на основе проводимых испытаний и экспертиз, проводить социально- гигиенический мониторинг. Функции этих двух структур четко разграничены. Роспотребнадзор является только контролирующей организацией и не имеет права на деятельность иного рода. Федеральное учреждение здравоохранения может помимо своих прямых обязанностей, оказывать платные услуги населению. Ведь на сегодняшний день практически все товары, поступающие на потребительский рынок, нуждаются в проверке качества и безопасности. Ее могут осуществлять только специалисты. Поэтому данного вида услуги весьма востребованы среди предпринимателей, которые хотят торговать исключительно товарами, отвечающими всем необходимым требованиям и стандартам. Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея занимается защитой прав потребителей, контролирует соблюдение правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнение работ, оказание услуг. К основным задачам службы относятся также предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
Тот факт, что ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Адыгея" и управление Госторгинспекции, как отдельные организации больше не существуют, не означает ослабление контроля. Давление на предпринимателей со стороны контролирующих служб, безусловно, уменьшилось, поскольку дублирование деятельности органов госсанэпиднадзора и госторгинспекции, которое ранее имело место, теперь исключается. Вместе с тем, любой вид предпринимательской деятельности (производство товаров, их реализация, оказание населению услуг) подвергается более строгому и полному контролю.
Объединение сил, знаний и профессионального опыта специалистов обеих служб решило еще одну важную и общую проблему: освободило людей от хождения по кругу инстанций при решении возникающих вопросов. Таким образом, цель деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - поддержка потребителя, защита его прав, обеспечение безопасности здоровья и жизни людей. Все вопросы, связанные с благополучием человека, находятся в компетенции одного органа, что позволяет более объективно и оперативно оценивать качество жизни людей.
Головное учреждение территориальной службы Роспотребнадзора расположено в Майкопе. В районах республики есть территориальные отделы.
В компетенцию службы Роспотребнадзора входит решение всех вопросов, связанных с защитой прав потребителя, развитием потребительского рынка. Образование Роспотребнадзора привело к уменьшению количества проверок торговых мест и различных предприятий. Однако сами проверки стали более глубокими и детальными. Несмотря на то, что деятельность Роспотребнадзора направлена в основном на защиту прав потребителя большое внимание уделяется развитию грамотных отношений с предпринимателями.
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за производством пищевых продуктов и реализацией их в торговой сети, состоянием окружающей среды и функционированием коммунальных объектов - парикмахерских, бань, прачечных, общежитий. В поле зрения специалистов находится здоровье работающего населения и условия труда работающих, здоровье подрастающего поколения и эпидемиологическая обстановка Республики Адыгея. Штат Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея на сегодняшний день насчитывает 60 человек. Это люди с высшим медицинским образованием, высшим инженерным, экологическим, юридическим образованием, опытом и практическими навыками работы. Тысячи километров проехали специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, побывали во всех уголках республики, осуществляя санитарно-эпидемиологический надзор. Промышленные предприятия, дошкольные образовательные учреждения, школы, летние детские оздоровительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и многое другое - сфера деятельности специалистов службы. Результатами этой деятельности стали - предотвращение пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний, улучшение условий обучения и воспитания детей, улучшение условий труда работающих, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. К нарушителям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения применяются меры административного воздействия - вынесение предупреждений, наложение штрафов, административное приостановление деятельности.
В сфере деятельности службы Роспотребнадзора присутствует тесное переплетение терминов: через защиту прав потребителей мы должны прийти к благополучию человека. Перед специалистами Роспотребнадзора поставлена задача изучения причинно - следственных связей между качеством среды обитания, здоровьем и благополучием человека через защиту его потребительских прав. Звучание слова «благополучие» настолько привычно, что, произнося его, мы даже не задумываемся о его смысле. Но термин «благополучие человека» изначально очень неоднозначный. Ведь от того, что мы назовем благополучием, зависит наше отношение ко всему, что выходит за его пределы.
Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея, являясь уполномоченным государством надзорным органом по обеспечению благополучия населения и защите прав потребителей, может существенно влиять на принимаемые экономические и политические решения в государстве, располагая достоверной информацией о реальных событиях, происходящих в каждом населенном пункте Республики Адыгея. Это касается здоровья населения и благополучия, как подконтрольных объектов, так и в целом среды обитания.
Смысл надзорной деятельности направлен не на разрушение, а на созидание и очень важно, чтобы это понимали обе стороны: и проверяющие и проверяемые. При осуществлении надзора важно, чтобы результатом надзорной деятельности не стал конфликт, а было понимание цели и смысла проверки. Формы и методы осуществления проверки должны быть в рамках уважения и законности. И если в силу субъективных причин у проверяемого возникает несогласие с результатами проверки, у него остается целый арсенал юридических процедур по оспариванию результатов проверки. Вместе с тем, самым главным итогом проверки должен стать общечеловеческий результат: созданы ли благоприятные условия для жизнедеятельности человека и если была угроза причинения вреда здоровью и качеству жизни человека, то устранена ли она».
Одним из главных принципов построения работы Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея является открытость и гласность. Служба готова идти на диалог со всеми заинтересованными лицами и отвечать на все возникающие вопросы. Наказывать - не самоцель, главное - объяснять, а при возникновении проблемы - решать ее.
01.rospotrebnadzor.ru
2. Структура системы Роспотребнадзора на региональном уровне
Рассмотрим структуру системы Роспотребнадзора на региональном уровне на примере Приморского края. В эту структуру входят:
1. Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю.
2. Управления Роспотребнадзора по МО, железнодорожному транспорту.
3. ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».
4. ФБГУЗ «Приморская противочумная станция».
5. Учреждения дезинфекционного профиля.
6. Факультет общественного здоровья ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России.
Руководитель управления Роспотребнадзора по Приморскому краю (ПК), Главный государственный санитарный врач по Приморскому краю Маслов Дмитрий Валентинович - выпускник МПФ ВГМУ 1984 года.
Отделы управления Роспотребнадзора по Приморскому краю:
1) Отдел управления Роспотребнадзора по ПК в г. Находка.
2) Отдел управления Роспотребнадзора по ПК в г. Арсеньеве.
3) Отдел управления Роспотребнадзора по ПК в г. Уссурийске.
4) Отдел управления Роспотребнадзора по ПК в г. Дальнегорске.
5) Отдел управления Роспотребнадзора по ПК в г. Лесозаводске.
6) Отдел управления Роспотребнадзора по ПК в г. Спасск-Дальний.
7) Отдел управления Роспотребнадзора по ПК в г. Партизанске.
ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» возглавляет Ананьев Василий Юрьевич – выпускник МПФ ВГМУ 1994 года, кандидат медицинских наук.
Филиалы ФБГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»:
1) Филиал ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в г. Находка.
2) Филиал ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в г. Арсеньеве.
3) Филиал ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в г. Уссурийске.
4) Филиал ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в г. Дальнегорске.
5) Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в г. Лесозаводске.
6) Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в г. Спасск-Дальний.
7) Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в г. Партизанске.
3. Основные функции и права Роспотребнадзора
Основные функции Роспотребнадзора установлены Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Основные функции Роспотребнадзора:
1. Организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей.
2. Предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3. Осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы.
4. Осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
5. Осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов.
6. Осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
7. Организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.
Основные права Роспотребнадзора установлены Федеральным законом № 52-ФЗ, 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Роспотребнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
- пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
studfiles.net