Что такое брак семья: Понятие семьи и брака — урок. Обществознание, 7 класс.
Содержание
Соотношение понятий «семья» и «брак»
Главная страница » Полезная информация » Новости » Новости 2017 » Июль 2017 » Соотношение понятий «семья» и «брак»
Семья в социальном смысле понимается как союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание в семью, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. В юридическом смысле теория права определяет семью как круг лиц, связанных личными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. Другими словами, семья понимается как круг лиц, связанных семейными правоотношениями.
Главными признаками семьи являются:
— совместное проживание членов семьи;
— наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством;
— в большинстве случаев — наличие общих детей;
— взаимная моральная и материальная общность и поддержка членов семьи.
Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, допускающий их к семейной жизни, союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины и женщины.
К юридическим признакам брака относятся следующие черты:
— это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и
охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной;
— это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
— это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке;
— это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту. Так, исходя из основных начал семейного законодательства, в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Целью заключения брака является создание семьи.
Брак заключается без указания срока его действия. Вступление в брак предполагает обоюдное желание супругов на сохранение брачных отношений в течение всей жизни. Однако это не означает невозможность прекращения брака, например, при изменении взаимоотношений между супругами в негативную сторону.
Материал подготовлен ведущим специалистом Курганского городского отдела Я.О. Харитоновой |
11.07.2017
|
Понятие брака и семьи
Понятие
брака и семьи. Порядок и условия заключения
брака.
Брак – это
свободный, равноправный союз женщины
и мужчины, достигших брачного возраста,
не состоящих в другом браке, заключенный
с соблюдением условий и порядка,
установленных законом, и имеющий целью
создание семьи. Право на вступление в
брак возникает при наличии следующих
юридических фактов:
1) достижение
лицом, желающим вступить в брак, возраста
18 лет. При наличии уважительных причин
органы местного самоуправления могут
разрешить вступить в брак в 16-летнем
возрасте; законы субъектов РФ допускают
дальнейшее снижение возраста для
вступления в брак;
2) лицо не
должно состоять в другом зарегистрированном
браке;
3) лица,
желающие вступить в брак, не должны
находиться в близком родстве. Запрещается
заключение брака между родственниками
по прямой восходящей (родители, дети) и
прямой нисходящей (дедушки, бабушки и
внуки) линиям, а также между полнородными
и неполнородными (общие отец или мать)
братом и сестрой;
4) запрещен
брак между усыновителями и усыновленными;
5) лицо не
должно быть признано судом недееспособным
вследствие психического расстройства.
Государственная
регистрация заключения брака имеет
правоустанавливающее значение: с этого
момента возникают взаимные права и
обязанности супругов. Государственная
регистрация заключения брака имеет и
доказательственное значение: на основании
произведенной актовой записи о заключении
брака супругам выдается свидетельство
о заключении брака и производится
соответствующая отметка в их паспортах,
удостоверяющая факт состояния данных
лиц в законном браке.
Брак является
основой возникновения семьи. Это особый
социальный институт, значимость которого
исходит из необходимости упорядочивания
межполовых взаимоотношений людей и
взаимного союза и создания определенных
гарантий существования стабильного
союза, обеспечивающего наиболее
благоприятные условия для рождения
детей. Цель брака – не только создание
брачных отношений, но и формирование
союза, основанного на взаимоуважении
и любви. Будущие супруги не могут
определить для себя нормы правоотношений,
так как их права и обязанности
сформулированы в законодательстве
императивно.
Понятие
семьи. Семейный кодекс не дает ни
легального определения семьи, ни указаний
состава семьи, пригодного для всех
случаев. Более того, круг членов семьи,
определяемый в Гражданском кодексе,
Жилищном кодексе и других актах,
отличается друг от друга.
Теория
семейного права различает социологическое
и юридическое определение семьи.
В социологическом
смысле семья есть союз лиц, основанный
на браке, родстве (или только родстве),
принятии детей на воспитание,
характеризующийся общностью жизни и
взаимной поддержкой. В данном случае
во главу угла ставятся фактические
семейные отношения, забота и внимание.
Семья с социологической точки зрения
может существовать и тогда, когда в
юридическом понимании таковой не
образуется, например, фактическое
сожительство мужчины и женщины, которые
не состоят в зарегистрированном браке.
В качестве примера социологического
понимания семьи можно привести определение
Г.Ф.Шершеневича:«Семья есть постоянное
сожительство мужа, жены и детей, т. е.
представляет собой союз лиц, связанных
браком, и лиц, от них происходящих».
В юридическом
смысле семья — это союз лиц, соединенных
юридическими правами и обязанностями.
Другими словами, семья понимается как
правоотношение. Семейное право придает
юридическое значение прежде всего
брачным и родительским отношениям, а
также некоторым степеням родства
(ребенок и бабушка с дедушкой, брат и
сестра), свойствам (отчим, мачеха и
пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим
из усыновления, опеки, попечительства,
принятия детей в приемную семью.
Таким образом,
в юридическом понимании семья есть круг
лиц, связанных между собой правами и
обязанностями, вытекающими из брака,
родства, свойства, усыновления или иной
формы принятия детей на воспитание.
Брак заключается
путем регистрации в органах записи
актов гражданского состояния (загс).
Лишь зарегистрированный брак порождает
права и обязанности супругов.
Венчание в
церкви без регистрации брака в органах
загс не порождает правовых последствий.
За границей
брак между российскими гражданами
регистрируется в консульствах. При
заключении брака или совершении других
актов гражданского состояния в посольствах
или консульствах РФ за границей
применяются законы РФ, если заинтересованные
граждане являются гражданами РФ (ст.
157 -158СКРФ).
Браки
иностранцев, заключенные вне пределов
РФ по законам соответствующих государств,
признаются действительными в РФ.
Браки
российских граждан с иностранцами, а
также браки иностранцев между собой
заключаются в РФ на общих основаниях.
Вступление в брак российских граждан
с иностранцами не влечет за собой
изменения гражданства. Браки между
иностранцами, заключенные в РФ в
посольствах или консульствах иностранных
государств, признаются на условиях
взаимности действительными в РФ, если
эти лица в момент вступления в брак
являлись гражданами государства,
назначившего посла или консула.
Брак может
быть заключен при наличии следующих
условий:
а) взаимного
согласия зарегистрировать брак (ст. 12
СК РФ). Желающие вступить в брак подают
в орган загса заявление за месяц до
регистрации брака. Они имеют время и
возможность все обдумать, взвесить,
проверить себя. Взаимное согласие
означает, что вступающие в брак отдают
себе отчет в своих действиях, понимают
смысл и последствия регистрации брака;
б) достижение
брачного возраста. Брачный возраст для
мужчины и женщины устанавливается в 18
лет. В исключительных случаях администрация
районов (городов) может снижать брачный
возраст, но не более чем на два года.
Препятствием
к заключению брака являются:
1) состояние
в другом зарегистрированном браке. Лицо
может состоять только в одном браке;
пока он не прекратился, вступление в
другой брак запрещено;
2) недопущение
вступления в брак близких родственников
по прямой восходящей и нисходящей линии,
между полнородными и не полнородными
братьями и сестрами, а также между
усыновителями и усыновленными.
Полнородными считаются братья и сестры,
имеющие общего отца и мать. Не полнородными
считаются братья и сестры, имеющие
только общую мать или общего отца;
3) состояние
лица вследствие душевной болезни или
слабоумия, признанного судом недееспособным
(ст. 29 ГК РФ). Но если признание судом
недееспособным последовало позднее
момента регистрации брака или оно не
оказывает влияния на брак, он может
продолжаться или быть расторгнутым
(ст. 14 СКРФ).
Заключение
брака производится торжественно. Органы
записи актов гражданского состояния
обеспечивают торжественную обстановку
регистрации брака при согласии на это
лиц, вступающих в брак (ст. 11 СК РФ).
Регистрация производится по месту
жительства одного из вступающих в брак.
При наличии
уважительных причин месячный срок,
установленный для заключения брака,
может быть сокращен или увеличен, но не
более чем на один месяц (ст. 11 СК РФ).
Уважительной причиной сокращения
месячного срока может быть признано:
призыв жениха в армию, длительная
командировка, срочный выезд на работу
за границу и др. Отложена регистрация
брака может быть также по уважительной
причине: болезнь, пребывание в больнице,
санатории, смерть близких и др.
14.1 Что такое брак? Что такое семья? — Введение в социологию 3e
Цели обучения
К концу этого раздела вы должны быть в состоянии:
- Описать современное понимание семьи обществом
- Распознавание изменений в моделях брака и семьи
- Различие между линиями происхождения и проживания
Рисунок
14. 2
Если вы спросите маленького ребенка, кто находится в его семье, его ответ может больше зависеть от условий его жизни, чем от его понимания формальных семейных структур.
Брак и семья являются ключевыми структурами во многих обществах. Многие из нас узнают с юных лет, что найти нужного человека и присоединиться к нему — это ключ к счастью и безопасности. Нам говорят, что детям нужны двое родителей. Многие из налоговых законов, медицинских законов, законов о пенсионных выплатах, а также банковских и кредитных процессов, кажется, благоприятствуют или предполагают брак. Следует ли изменить эти предположения? Является ли брак по-прежнему основой семьи и нашего общества?
В 1960 году 66% семей в Америке возглавляла супружеская пара. Это означало, что большинство детей росли в таких семьях, как и их друзья и расширенные семьи. Брак, безусловно, можно рассматривать как основу культуры. К 2010 году это количество домохозяйств, возглавляемых супружескими парами, сократилось до 45 процентов (Luscombe 2014). Примерно 20-процентное падение — это больше, чем просто статистика; имеет значительный практический эффект. Это означает, что почти каждый ребенок в большинстве районов Америки либо находится в семье, либо находится рядом с ней, не во главе с супружеской парой. Это означает, что учителя, вожатые и даже люди, встречающие детей в ресторане, не могут предположить, что они живут с двумя женатыми родителями. Некоторые рассматривают это снижение как проблему с последствиями, связанными с ценностями, преступностью, финансовой устойчивостью и психическим здоровьем. Социологи могут изучить эту точку зрения, чтобы определить, верна ли она на самом деле.
Что такое брак? Даже социологи не могут прийти к единому мнению. Для наших целей мы определим брак как юридически признанный общественный договор между двумя людьми, традиционно основанный на сексуальных отношениях и подразумевающий постоянство союза. Практикуя культурный релятивизм, мы также должны учитывать варианты, например, требуется ли законный союз, могут ли участвовать более двух человек, является ли брак религиозным или гражданским.
Социологов интересует взаимосвязь между институтом брака и институтом семьи, потому что исторически браки создают семью, а семьи — это самая основная социальная единица, на которой строится общество. И брак, и семья создают статусные роли, санкционированные обществом.
Ответить на вопрос о том, что представляет собой семья, может быть еще труднее; это основная область дебатов в семейной социологии, а также в политике и религии. Социальные консерваторы склонны определять семью с точки зрения структуры, в которой каждый член семьи выполняет определенную роль (например, отца, матери или ребенка). Социологи, с другой стороны, склонны определять семью скорее с точки зрения того, как ее члены относятся друг к другу, чем с точки зрения строгой конфигурации статусных ролей. Здесь мы определим семью как социально признанную группу (обычно связанную кровью, браком, сожительством или усыновлением), которая формирует эмоциональную связь и служит экономической единицей общества. Социологи выделяют различные типы семей в зависимости от того, как человек в них входит. Семья ориентации относится к семье, в которой родился человек. Семья продолжения рода описывает семью, которая формируется в результате брака. Эти различия имеют культурное значение, связанное с вопросами происхождения.
Опираясь на две социологические парадигмы, социологическое понимание того, что представляет собой семья, может быть объяснено как символическим интеракционизмом, так и функционализмом. Эти две теории указывают на то, что семьи представляют собой группы, участники которых считают себя членами семьи и действуют соответственно. Другими словами, семьи — это группы, в которых люди собираются вместе, чтобы сформировать сильную первичную групповую связь и поддерживать эмоциональные связи друг с другом в течение длительного периода времени. Такие семьи могут включать группы близких друзей или товарищей по команде. Кроме того, функционалистская точка зрения рассматривает семьи как группы, выполняющие жизненно важные роли для общества — как внутри (для самой семьи), так и снаружи (для общества в целом). Семьи обеспечивают физическое, эмоциональное и социальное благополучие друг друга. Родители заботятся о детях и социализируют их. В более позднем возрасте взрослые дети часто заботятся о пожилых родителях. В то время как интеракционизм помогает нам понять субъективный опыт принадлежности к «семье», функционализм освещает многие цели семей и их роли в поддержании сбалансированного общества (Парсонс и Бейлс 19).56). На следующих страницах мы более подробно рассмотрим, как эти теории применимы к семье.
Проблемы, с которыми сталкиваются семьи
Люди в Соединенных Штатах в целом несколько разделены, когда дело доходит до определения того, что составляет и что не составляет семью. В опросе 2010 г., проведенном профессорами Индианского университета, почти все участники (99,8%) согласились с тем, что муж, жена и дети составляют семью. 92% заявили, что муж и жена без детей все же составляют семью. Число менее традиционных структур снижается: неженатые пары с детьми (83 процента), неженатые пары без детей (39 процентов). 0,6%), гей-пары с детьми (64%) и гей-пары без детей (33%) (Powell et al. 2010). Это исследование показало, что дети, как правило, являются ключевым показателем при установлении «семейного» статуса: процент лиц, согласившихся с тем, что неженатые пары и однополые пары составляют семью, почти удвоился, когда к ним добавились дети.
Исследование также показало, что 60% респондентов в США согласились с тем, что если вы считаете себя семьей, то вы и есть семья (концепция, которая усиливает интеракционистскую точку зрения) (Powell 2010). Правительство, однако, не столь гибко в своем определении «семьи». Бюро переписи населения США определяет семью как «группу из двух или более человек (один из которых является домохозяином), связанных рождением, браком или усыновлением и проживающих вместе» (U.S. Census Bureau 2010). Хотя это структурированное определение можно использовать в качестве средства последовательного отслеживания моделей, связанных с семьей, в течение нескольких лет, оно исключает отдельных лиц, таких как совместно проживающие неженатые пары. Если оставить в стороне законность, социологи утверждают, что общая концепция семьи стала более разнообразной и менее структурированной, чем в прошлые годы. Общество дало больше свободы действий при проектировании семьи, создавая пространство для того, что работает для ее членов (Jayson 2010).
Семья — это, конечно, субъективное понятие, но довольно объективный факт, что семья (каким бы ни было ее представление) очень важна для людей в Соединенных Штатах. В опросе 2010 года, проведенном Pew Research Center в Вашингтоне, округ Колумбия, 76 процентов опрошенных взрослых заявили, что семья является «самым важным» элементом их жизни, и только один процент сказал, что это «не важно» (Pew Research Center, 2010). Это также очень важно для общества. Президент Рональд Рейган, в частности, заявил: «Семья всегда была краеугольным камнем американского общества. Наши семьи лелеют, сохраняют и передают каждому последующему поколению ценности, которые мы разделяем и лелеем, ценности, лежащие в основе наших свобод» (Lee 2009). ). Хотя структура семьи могла измениться за последние годы, основы эмоциональной близости и поддержки все еще присутствуют. Большинство респондентов опроса Pew заявили, что их семья сегодня как минимум так же близка (45 процентов) или ближе (40 процентов), как семья, в которой они выросли (Pew Research Center 2010).
Как вы, возможно, видели в главе «Старение и пожилые люди», у разных поколений разные жизненные ситуации и взгляды на старение. То же самое касается жизненных ситуаций с семьей. Исследовательский центр Pew проанализировал жизненную ситуацию 40-летних представителей разных поколений. В этом возрасте миллениалы указали, что 45 процентов из них не жили в собственной семье. Напротив, когда представителям поколения X и бэби-бумерам было около 40 лет (примерно в 2003 и 19 гг.87 соответственно), в среднем 33% из них жили вне семьи (Barroso 2020). Динамика почти 50-50 разделения семьи/не семьи для миллениалов сильно отличается от разделения две трети/одна треть у бумеров и поколения X.
Данные также показывают, что женщины рожают детей в более позднем возрасте и что мужчины гораздо реже живут в домашнем хозяйстве со своими собственными детьми. В 2019 году 32 процента мужчин-миллениалов жили в домашнем хозяйстве со своими детьми по сравнению с 41 процентом мужчин поколения X в 2003 году и 44 процентами мужчин-бумеров в 1919 году.87 (Баррозу, 2020 г.). Опять же, значительное снижение роли родителей, вероятно, влияет на отношение к семье.
Наряду с дебатами о том, что представляет собой семья, возникает вопрос о том, что люди в Соединенных Штатах считают браком. Многие религиозные и социальные консерваторы считают, что брак может существовать только между мужчиной и женщиной, ссылаясь в качестве поддержки на религиозные писания и основы человеческого воспроизводства. Социал-либералы и прогрессисты, с другой стороны, считают, что брак может существовать между двумя взрослыми по обоюдному согласию, будь то мужчина и женщина или женщина и женщина, и что было бы дискриминацией отказывать такой паре в гражданском, социальном праве. и экономические выгоды от брака.
Брачные модели
В связи с тем, что в последние годы стали более приемлемыми одиночные родители и сожительство (когда пара проживает вместе, но не заключает брак), у людей может снизиться мотивация к вступлению в брак. В недавнем опросе 39 процентов респондентов ответили «да» на вопрос, устаревает ли брак (Pew Research Center, 2010). Институт брака, вероятно, сохранится, но некоторые прежние модели брака устареют по мере появления новых моделей. В этом контексте сожительство способствует феномену вступления людей в первый раз в брак в более позднем возрасте, чем это было характерно для более ранних поколений (Глезер 19).91). Более того, вступление в брак будет по-прежнему откладываться, поскольку все больше людей ставят образование и карьеру выше «оседлости».
Один партнер или много?
Люди в Соединенных Штатах обычно приравнивают брак к моногамии, когда кто-то состоит в браке только с одним человеком одновременно. Однако во многих странах и культурах по всему миру наличие одного супруга — не единственная форма допустимого брака, даже если она является наиболее распространенной. Полигамия, или брак более чем с одним человеком одновременно, в разной степени допускается во всем мире, причем большинство полигамных обществ существует в Северной Африке и Восточной Азии (ОЭСР, 2019 г.).). Случаи полигамии почти всегда проявляются в том, что мужчина состоит в браке более чем с одной женщиной одновременно, а не женщина состоит в браке более чем с одним мужчиной (Альтман и Гинат, 1996).
Хотя большинство обществ признают полигамию, большинство людей ее не практикуют. Даже в тех регионах, где это наиболее распространено, лишь в среднем 11 процентов населения живут в семьях, в которых участвует более одного супруга (Kramer 2020). В этих отношениях мужьями часто становятся пожилые, богатые, высокопоставленные мужчины (Альтман и Гинат 19).96). В среднем в многоженстве участвуют не более трех жен. Например, мужчины-бедуины Негева в Израиле обычно имеют двух жен, хотя допустимо иметь до четырех (Griver 2008). По мере роста урбанизации в этих культурах полигамия, вероятно, будет уменьшаться в результате расширения доступа к средствам массовой информации, технологиям и образованию (Altman and Ginat, 1996).
В США полигамия запрещена. Недавний опрос Gallup показал, что 21 процент людей считают полигамию морально приемлемой, что является значительным увеличением по сравнению с более ранними версиями того же опроса. Но опрос также показал, что полигамия была одним из наименее приемлемых видов поведения, рассматриваемых в исследовании; например, полигамия была гораздо менее приемлемой, чем секс по обоюдному согласию между подростками, хотя она была более приемлемой, чем любовная связь в браке (Brenan 2020). Акт вступления в брак, когда он все еще состоит в браке с другим человеком, называется двоеженством и считается уголовным преступлением в большинстве штатов.
Место жительства и родословная
При рассмотрении своего происхождения большинство людей в Соединенных Штатах обращают внимание как на отцовскую, так и на материнскую стороны. Предки как по отцовской, так и по материнской линии считаются членами семьи. Этот образец прослеживания родства называется двусторонним происхождением. Обратите внимание, что родство или прослеживаемая родословная может основываться на крови, браке или усыновлении. Шестьдесят процентов обществ, в основном модернизированных наций, следуют модели двустороннего происхождения. Одностороннее происхождение (отслеживание родства только по одному родителю) практикуется в остальных 40 процентах обществ мира, с высокой концентрацией в скотоводческих культурах (O’Neal 2006).
Существует три типа одностороннего происхождения: патрилинейное, которое следует только по отцовской линии; матрилинейный, который следует только по материнской линии; и амбилинейный, который следует либо только по отцовской, либо только по материнской линии, в зависимости от ситуации. В патрилинейных обществах, например, в сельских районах Китая и Индии, только мужчины носят семейную фамилию. Это дает мужчинам престиж постоянного членства в семье, в то время как женщины рассматриваются только как временные члены (Harrell 2001). Американское общество предполагает некоторые аспекты патрилинейного приличия. Например, большинство детей берут фамилию своего отца, даже если мать сохраняет свою фамилию при рождении.
В матрилинейных обществах наследование и родственные связи прослеживаются до женщин. Материнское происхождение распространено в индейских обществах, особенно в племенах кроу и чероки. В этих обществах считается, что дети принадлежат женщинам, и, следовательно, прослеживается родство с матерью, бабушкой, прабабушкой и т. д. (Mails 1996). В амбилинейных обществах, которые наиболее распространены в странах Юго-Восточной Азии, родители могут выбирать, связать своих детей с родством либо с матерью, либо с отцом. Этот выбор может быть основан на желании следовать более сильным или престижным линиям родства или на культурных обычаях, например, когда мужчины следуют линии отца, а женщины — линии матери (Lambert 2009).).
Прослеживание линии происхождения от одного родителя, а не от другого, может иметь отношение к вопросу о месте жительства. Во многих культурах молодожены переезжают к членам семьи или рядом с ними. В патрилокальной системе проживания жена обычно живет с (или рядом) с кровными родственниками мужа (или семьей по ориентации). Патрилокальные системы можно проследить на тысячи лет назад. При анализе ДНК костей возрастом 4600 лет, найденных в Германии, ученые обнаружили признаки патрилокального образа жизни (Haak et al 2008). Считается, что патрилокальное проживание невыгодно женщинам, поскольку делает их чужаками в доме и обществе; это также держит их оторванными от своих кровных родственников. В Китае, где распространены патрилокальные и патрилинейные обычаи, письменные символы бабушки по материнской линии ( wáipá ) переводятся отдельно как «посторонний» и «женщина» (Cohen 2011).
Точно так же в матрилокальных системах проживания, где муж обычно живет с кровными родственниками своей жены (или ее семьей по ориентации), муж может чувствовать себя оторванным от жизни и может быть заклеймен как аутсайдер. Народ минангкабау, матрилокальное общество, проживающее в горных районах Западной Суматры в Индонезии, считает, что дом — это место женщины, и они не дают мужчинам большой власти в вопросах, касающихся дома или семьи (Джозеф и Наджмабади, 2003). Большинство обществ, использующих патрилокальные и патрилинейные системы, являются патриархальными, но очень немногие общества, использующие матрилокальные и матрилинейные системы, являются матриархальными, поскольку семейная жизнь часто считается важной частью культуры для женщин, независимо от их власти по отношению к мужчинам.
Этапы семейной жизни
Рисунок
14.3
Способность родителей к общению и типы мероприятий, которые они могут посещать, часто зависят от возраста и особенностей их детей. Подготовка к прогулке с четырехлетним ребенком обычно намного проще, чем с четырехмесячным, но за четырехлетним ребенком нужно присматривать более внимательно. По мере того, как дети растут и в семьях появляется больше детей и, возможно, они включают в себя расширенные семьи, жизнь членов семьи и перспективы меняются. (Фото: Элверт Барнс/flickr)
Как мы установили, понятие семьи сильно изменилось за последние десятилетия. Исторически сложилось мнение, что многие семьи развивались через ряд предсказуемых стадий. Теории развития, или «стадии», раньше играли заметную роль в семейной социологии (Strong and DeVault, 1992). Однако сегодня эти модели подверглись критике за их линейные и традиционные предположения, а также за их неспособность охватить разнообразие форм семьи. Рассматривая некоторые из этих когда-то популярных теорий, важно определить их сильные и слабые стороны.
Набор предсказуемых шагов и паттернов, с которыми семьи сталкиваются в течение долгого времени, называется семейным жизненным циклом. Одна из первых моделей жизненного цикла семьи была разработана Полом Гликом в 1955 году. В первоначальной схеме Глик утверждал, что большинство людей вырастут, создадут семьи, вырастят и выпустят на свет своих детей, переживут период «пустого гнезда» и приходят к концу своей жизни. Затем этот цикл будет продолжаться с каждым последующим поколением (Glick 1989). Коллега Глик, Эвелин Дювалл, разработала жизненный цикл семьи, разработав эти классические стадии семьи (Стронг и ДеВолт 19).92):
Теория сцены | ||
---|---|---|
Сцена | Семейный тип | Дети |
1 | Брак Семья | Бездетный |
2 | Семья потомства | Дети в возрасте от 0 до 2,5 лет |
3 | Семья дошкольников | Дети в возрасте от 2,5 до 6 лет |
4 | Семья школьного возраста | Дети в возрасте 6–13 лет |
5 | Подростковая семья | Дети в возрасте 13–20 лет |
6 | Запуск семейства | Дети начинают уходить из дома |
7 | Пустое семейное гнездо | «Пустое гнездо»; взрослые дети ушли из дома |
Стол
14. 1
Эта таблица показывает один пример того, как теория «стадий» может классифицировать фазы, через которые проходит семья.
Жизненный цикл семьи использовался для объяснения различных процессов, происходящих в семьях с течением времени. Социологи рассматривают каждую стадию как имеющую собственную структуру с различными проблемами, достижениями и достижениями, которые переносят семью с одной стадии на другую. Например, проблемы и проблемы, с которыми сталкивается семья на стадии 1 как супружеская пара без детей, вероятно, сильно отличаются от тех, с которыми сталкивается на стадии 5 супружеская пара с подростками. Успех семьи можно измерить тем, насколько хорошо она адаптируется к этим вызовам и переходит на каждый этап. В то время как социологи используют жизненный цикл семьи для изучения динамики семьи с течением времени, исследователи потребителей и маркетинга использовали его для определения того, в каких товарах и услугах нуждаются семьи на каждом этапе (Murphy and Staples 19). 79).
Поскольку ранние «этапные» теории подвергались критике за то, что они обобщали семейную жизнь и не учитывали гендерные, этнические, культурные и жизненные различия, были разработаны менее жесткие модели семейного жизненного цикла. Одним из примеров является семейный жизненный путь, который признает события, происходящие в жизни семьи, но рассматривает их как разделительные элементы плавного течения, а не как последовательные этапы (Strong and DeVault, 1992). Этот тип модели объясняет изменения в развитии семьи, такие как тот факт, что в современном обществе деторождение не всегда происходит в браке. Это также проливает свет на другие сдвиги в семейной жизни. Современное понимание семьи обществом отвергает жесткие «стадийные» теории и больше принимает новые, изменчивые модели.
Социология в реальном мире
Эволюция телевизионных семей
Независимо от того, росли ли вы, наблюдая за Хакстейблами, Симпсонами, Кардашьян или Джонсонами, большая часть драмы или комедии, которую вы видели, была связана с отношениями, напряженностью, проблемами, а иногда и нелепостью семейной жизни. Возможно, вы также видели большие перемены. 1960-е годы были расцветом нуклеарной семьи из пригородов США на телевидении с такими шоу, как Шоу Донны Рид и Отец знает лучше . В то время как некоторые шоу той эпохи изображали родителей-одиночек (например, My Three Sons и Bonanza ), одинокий статус почти всегда был результатом вдовства, а не разведенных или незамужних.
Хотя семейная динамика в реальных американских домах менялась, ожидания от семей, изображаемых по телевидению, не менялись. Первое реалити-шоу в США, Американская семья , вышло в эфир на канале PBS в 1919 году.73. Шоу рассказывало о Билле и Пэт Лауд и их детях. Во время сериала старший сын Лэнс объявил семье, что он гей, а в конце сериала Билл и Пэт решили развестись. Хотя союз Лаудов был среди 30 процентов браков, закончившихся разводом в 1973 году, семья была изображена на обложке номера Newsweek от 12 марта под заголовком «Разбитая семья» (Ruoff 2002).
Менее традиционные семейные структуры в ситкомах приобрели популярность в 1980-е с такими шоу, как Diff’rent Strokes (вдовец с двумя приемными афроамериканскими сыновьями) и One Day at a Time (разведенная женщина с двумя дочерьми-подростками). Тем не менее, традиционные семьи, такие как семьи в Семейные узы и Шоу Косби , доминировали в рейтингах. В конце 1980-х и 1990-х годах появились неблагополучные семьи. В таких сериалах, как « Розанна », « Женат, с детьми » и « Симпсоны », традиционные нуклеарные семьи изображались, но в гораздо менее лестном свете, чем сериалы 19-го века.60-е годы (Музей радиовещательных коммуникаций 2011).
В начале 2000-х нетрадиционная семья стала своего рода традицией на телевидении. В то время как многие ситуационные комедии сосредоточены на одиноких мужчинах и женщинах без детей, те, которые действительно изображают семьи, часто отклоняются от классической структуры: они включают неженатых и разведенных родителей, приемных детей, пары геев или лесбиянок и семьи из нескольких поколений.
В 2009 году ABC подчеркнула изменения в семейной динамике, выбрав название для Современная семья . Шоу рассказывает о расширенной семье, которая представляет собой домохозяйство, в которое входят по крайней мере один родитель и ребенок, а также другие родственники, такие как бабушка и дедушка, тети, дяди и двоюродные братья, которое состоит из разведенного и вступившего в повторный брак отца с одним пасынком и его биологическими взрослыми детьми. , один из которых находится в традиционной семье с двумя родителями, а другой — гей, состоящий в серьезных отношениях, воспитывающий приемную дочь. Черный , который изображает большую семью афроамериканцев, много раз имел дело с проблемой, вытекающей из его названия: иногда то, что значит быть черным, может вызывать конфликты интерпретаций, особенно между поколениями. Например, дети центральной семьи проявляют интерес к тому, чтобы «слиться» со своими белыми друзьями, что вызывает негативную реакцию их бабушек и дедушек.
Другие шоу, такие как Бесстыжие , переплетают семейное разнообразие со сложными и болезненными проблемами, такими как зависимость. В сериале много персонажей, представляющих разные группы, и центральное место в сериале занимают дети, а не родители, как лидеры семьи. «Семьи в сериалах, подобных этому, не такие идеалистичные, но они остаются родственными», — утверждает телевизионный критик Морин Райан. «В самых успешных шоу, особенно в комедиях, есть семьи, на которые вы можете смотреть и видеть в них часть своей семьи» (Respers France 2010).
Введение в социологию 2е, Брак и семья, Что такое брак? Что такое семья?
Современное понятие семьи гораздо шире, чем в прошлые десятилетия. Как вы думаете, что представляет собой семья? (Фото (а) предоставлено Гаретом Уильямсом/flickr; фото (б) предоставлено Гийомом Помье/Викискладом)
Брак и семья являются ключевыми структурами в большинстве обществ. Хотя эти два института исторически были тесно связаны в культуре США, их связь становится все более сложной. Отношения между браком и семьей представляют интерес для социологов.
Что такое брак? Разные люди определяют его по-разному. Даже социологи не могут прийти к единому мнению. Для наших целей мы определим брак как юридически признанный общественный договор между двумя людьми, традиционно основанный на сексуальных отношениях и подразумевающий постоянство союза. Практикуя культурный релятивизм, мы также должны учитывать вариации, например, требуется ли законный союз (вспомните брак по «общему праву» и его эквиваленты) или могут ли участвовать более двух человек (вспомните полигамию). Другие варианты определения брака могут включать в себя, являются ли супруги разнополыми или одного пола, и как сегодня понимается одно из традиционных ожиданий брака (рождение детей).
Социологов интересует взаимосвязь между институтом брака и институтом семьи, потому что исторически браки создают семью, а семьи — это основная социальная единица, на которой строится общество. И брак, и семья создают статусные роли, санкционированные обществом.
Так что же такое семья? Муж, жена и двое детей — возможно, даже домашнее животное — служили образцом традиционной американской семьи на протяжении большей части двадцатого века. Но как насчет семей, отклоняющихся от этой модели, таких как домохозяйство с одним родителем или гомосексуальная пара без детей? Их тоже можно считать семьями?
Вопрос о том, что представляет собой семья, является главной темой дискуссий в семейной социологии, а также в политике и религии. Социальные консерваторы склонны определять семью с точки зрения структуры, в которой каждый член семьи выполняет определенную роль (например, отца, матери или ребенка). Социологи, с другой стороны, склонны определять семью скорее с точки зрения того, как ее члены относятся друг к другу, чем с точки зрения строгой конфигурации статусных ролей. Здесь мы определим семью как социально признанную группу (обычно связанную кровью, браком, сожительством или усыновлением), которая формирует эмоциональную связь и служит экономической единицей общества. Социологи выделяют различные типы семей в зависимости от того, как человек в них входит. А семья ориентации относится к семье, в которой родился человек. Семья потомства описывает семью, которая формируется в результате брака. Эти различия имеют культурное значение, связанное с вопросами происхождения.
Опираясь на две социологические парадигмы, социологическое понимание того, что представляет собой семья, может быть объяснено как символическим интеракционизмом, так и функционализмом. Эти две теории указывают на то, что семьи представляют собой группы, участники которых считают себя членами семьи и действуют соответственно. Другими словами, семьи — это группы, в которых люди собираются вместе, чтобы сформировать сильную первичную групповую связь и поддерживать эмоциональные связи друг с другом в течение длительного периода времени. Такие семьи могут включать группы близких друзей или товарищей по команде.