ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ. Кассационная жалоба на решение суда по гражданскому делу рб


Апелляция вместо кассации. Меняется процедура обжалования судебных решений по гражданским делам :: REVERA

21 июля 2018 г. вступают в силу основные положения Закона Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 94-З «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь». Эти изменения касаются порядка обжалования судебных постановлений районных, городских и областных судов.

Основное изменение, которое произойдет в гражданском процессе — это введение нового института апелляционного обжалования судебных решений. Он заменит действующий механизм пересмотра постановлений в кассационном порядке.

Поданные кассационные жалобы или протесты, не рассмотренные до 21 июля 2018 года, уже будут рассматриваться в апелляционном порядке.

Что изменится:

1) Будет вестись протокол судебного заседания

Протокол судебного заседания — важное доказательство по делу, в нем фиксируется ход процесса, допрос свидетелей, порядок рассмотрения дела.Если изложенные в протоколе сведения будут изложены некорректно или не в полном объеме, то на такой документ можно будет приносить замечания. Аналогичное правило действует и в судах первой инстанции и создает дополнительные гарантии для защиты интересов сторон.

2) Увеличился срок подачи жалобы на решение суда первой инстанции

Срок для подачи кассационных жалоб составлял 10 календарных дней с момента оглашения решения или вручения кассатору по его требованию мотивировочной части решения. При вынесении дополнительного решения срок подачи жалобы на основное постановление по делу не изменялся.

Теперь подать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции можно будет в течение 15 календарных дней:

— с момента оглашения решения;

— с момента получения апеллянтом мотивировочной части решения;

— с момента вынесения дополнительного решения, если оно принималось.

3) Появилась возможность представлять при обжаловании новые доказательства

Суд кассации, в отличие от апелляции, по общему правилу не должен принимать новых доказательств. Поэтому он не пересматривал решение по существу, а лишь проверял его законность.В апелляционном производстве можно представлять в материалы дела новые доказательства, если сторона обосновала невозможность их представления в суде первой инстанции.

4) Расширились возможности исследования судом доказательств

В апелляционном процессе могут быть допрошены свидетели, суд может назначить экспертизу по делу. Все это позволяет при пересмотре решения принять во внимание как можно больше обстоятельств, которые способны повлиять на исход дела.

5) Появилось больше возможностей для принятия по делу нового постановления

Институт апелляции ориентирован на то, чтобы при выявлении нарушений, допущенных судом первой инстанции, пересмотреть дело и принять в случае необходимости новое судебное постановление. Кассация, как правило, была вынуждена направлять дело на новое рассмотрение, так как принятие нового постановления было возможно только в том случае, если суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства дела.

В апелляции сохранена возможность передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Это можно сделать в двух случаях:— суд установит существенное нарушение норм процессуального права, которое не может быть устранено в апелляционном производстве;

— суд установит существенное нарушение норм процессуального права, которое будет препятствовать суду в исследовании новых доказательств или в установлении фактов, которые не являлись предметом исследования суда первой инстанции.

6) Сузились пределы рассмотрения дела

По общему правилу, суд апелляционной инстанции пересматривает дело только в пределах доводов, изложенных в жалобе. При этом суд вправе проверить прежнее решение и в полном объеме, если при проверке в обжалуемой части будет установлено, что судом первой инстанции были нарушены или неправильно применены нормы материального или процессуального права.В кассации суд не был связан доводами жалобы и был обязан проверить решение в полном объеме. Но на практике коллегия, как правило, ограничивалась пределами доводов сторон по жалобе.

7) Установлены сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

Дело в апелляции должно быть рассмотрено в срок от 1 месяца (общий срок) до 4 месяцев (максимальный срок по сложным делам) с момента поступления дела в суд.Нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел в кассации, как таковой срок рассмотрения дела не устанавливали: суд должен был рассмотреть жалобу в день, назначенный судом первой инстанции. На практике это зачастуюприводило к необоснованному затягиванию сроков рассмотрения дел.

8) Установлен срок для представления в суд возражений на апелляционную жалобу

Возражения на апелляционную жалобу должны быть представлены в суд не позднее чем за 5 дней до судебного заседания. Если сторона нарушит этот срок, из-за чего процесс придется отложить, данного участника процесса могут обязать компенсировать судебные издержки другим участникам спора независимо от исхода дела.Возражения на кассационную жалобу могли быть представлены в суд как до процесса, так и непосредственно в судебном заседании.

9) Расширение использования информационных технологий в суде

Закреплена возможность проведения заседаний в апелляции путем использования видеоконференцсвязи. Это достаточно удобно для участников процесса, которые находятся в разных регионах, поскольку позволяет избежать транспортных и временных расходов.Также предусмотрена обязанность для судов публиковать на своем сайте список дел, назначенных к слушанию в апелляции не позднее, чем за один день до заседания. Это повышает уровень информированности сторон и открытости процесса.

10) Жалобы на определения суда первой инстанции будут рассматриваться единолично судьей

Раньше частные жалобы на определения суда первой инстанции рассматривались в кассации коллегиально тремя судьями. Апелляционные жалобы будут рассматриваться единолично судьей апелляционной инстанции.

Комментарий к изменениям:

— В целом изменения носят положительный характер, так как расширяют возможности суда второй инстанции. Теперь суд не ограничен формальной проверкой и контролем, а может полностью пересматривать дела, в том числе, может устанавливать новые факты, вызывать свидетелей, собирать новые доказательства. 

— Предполагается, что такие изменения позволят сократить процессуальный срок правосудия: снизят количество дел, которые направляются в суд первой инстанции на новое рассмотрение, увеличат количество дел, по которым финальное постановление применяется судом апелляции с изменением решения по существу при необходимости.

— Введенный в гражданский процесс институт апелляции отличается от аналогичного института в экономическом процессе. Например, возможностью направлять дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кроме того, апелляция в гражданском процессе полностью заменила кассацию, в то время как в экономическом процессе сохранены оба этих института. Поэтому открытым остается вопрос, каким образом будет происходить дальнейшая унификация норм гражданского и экономического процесса в контексте подготовки единого процессуального кодекса.

— Пока не совсем понятно, как будут применяться отдельные нормы, регулирующие процесс в апелляции, например, норма об основаниях для направления дела на новое рассмотрение. Ожидается, что будет принято отдельное постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам апелляции в гражданском процессе, содержащее дополнительные разъяснения.

revera.by

ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Порядок обжалования судебных решений по гражданским делам определен нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Законом предусмотрено обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу (в кассационном порядке), и решений, вступивших в законную силу (в надзорном порядке).Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также иными лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях. Также решение может быть опротестовано прокурором.Решение Верховного суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.Кассационные жалобы на не вступившие в законную силу решения суда Дрогичинского района рассматриваются судебной коллегией по гражданским делам Брестского областного суда. Они адресуются в суд кассационной инстанции – судебную коллегию по гражданским делам Брестского областного суда, но подаются в суд Дрогичинского района. Поданные кассационные жалобы непосредственно в Брестский областной суд направляются им в суд Дрогичинского района для решения вопроса об их принятии в установленном законом порядке.В принятии кассационной жалобы может быть отказано, если ее подало лицо, не имеющее право на обжалование, и если лицо пропустило установленный для обжалования срок и отказано в его восстановлении.Кассационная жалоба должна содержать:1. Указание на решение, которое обжалуется или опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение.2. Обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего жалобу.3. Указания об оспариваемой сумме по имущественным делам.4. Перечень прилагаемых к жалобе или протесту письменных материалов.Кассационная жалоба подписывается кассатором или его представителем и подается в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью. Жалоба подается в суд с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц.При подаче кассационной жалобы, не соответствующей указанным выше требованиям, по определению судьи она оставляется без движения и назначается срок для исправления недостатков. Если недостатки будут устранены, то кассационная жалоба считается поданной в день первоначального представления в суд. В противном случае кассационная жалоба считается не поданной и возвращаеся кассатору.Юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе представлять возражения на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих эти возражения.Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе отказаться от нее в суде кассационной инстанции до вынесения судебного постановления.Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам Председателя Верховного суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместителей – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь; председателей областных, Минского городского судов, прокуроров областей, города Минска – на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов.Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.Жалоба должна содержать:1. Наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется жалоба.2. Фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле.3. Указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием мест их жительства (мест пребывания) или мест нахождения.4. Указание на суды, рассматривавшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений.5. Указание на судебное постановление, которое обжалуется.6. Указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего жалобу.Если судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке, в жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось. Если жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней должно быть указано на это, а также на решение, принятое по жалобе. Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала поданную ей жалобу в порядке надзора.Предусмотренное законом право на обжалование судебных постановлений является гарантией защиты прав и законных интересов граждан.

Валентина ДЖИГА,консультант суда Дрогичинского района.

www.drogichin.by

- Верховный Суд Республики Беларусь

1) наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется надзорная жалоба;

2) фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего надзорную жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их места жительства (места пребывания) или места нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебное постановление, которое обжалуется;

6) указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего надзорную жалобу.

Если судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке, в надзорной жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось.

Если надзорная жалоба подается лицом, не являющимся юридически заинтересованным в исходе дела, в ней должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если надзорная жалоба ранее подавалась в суд надзорной инстанции, в ней должно быть указано на это, а также на решение, принятое по жалобе.

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, подаваемой представителем, должны быть приложены доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.

К надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала поданную ей надзорную жалобу.

Надзорная жалоба по гражданскому делу подлежит возврату (ст. 438 ГПК):

1) надзорная жалоба подана с нарушением требований, предусмотренных статьей 437 ГПК;

2) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора;

3) судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке и причины, по которым не была подана апелляционная жалоба, не признаны уважительными должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора;

4) до рассмотрения надзорной жалобы поступила просьба лица, подавшего эту жалобу, об ее отзыве;

5) надзорная жалоба подается повторно тому же должностному лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора, и не содержит новых доводов о незаконности судебного постановления.

Сроки рассмотрения надзорных жалоб по гражданскому делу (ч.ч. 1, 2 ст. 442 ГПК)

Надзорная жалоба на судебные постановления должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела.

Срок рассмотрения надзорной жалобы, требующей дополнительного изучения и проверки, а также при особой сложности дела может быть продлен должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, но не более чем на два месяца.

court.gov.by

ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ. 21.by

ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМПорядок обжалования судебных решений по гражданским делам определен нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Законом предусмотрено обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу (в кассационном порядке), и решений, вступивших в законную силу (в надзорном порядке).Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также иными лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях. Также решение может быть опротестовано прокурором.Решение Верховного суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.Кассационные жалобы на не вступившие в законную силу решения суда Дрогичинского района рассматриваются судебной коллегией по гражданским делам Брестского областного суда. Они адресуются в суд кассационной инстанции – судебную коллегию по гражданским делам Брестского областного суда, но подаются в суд Дрогичинского района. Поданные кассационные жалобы непосредственно в Брестский областной суд направляются им в суд Дрогичинского района для решения вопроса об их принятии в установленном законом порядке.В принятии кассационной жалобы может быть отказано, если ее подало лицо, не имеющее право на обжалование, и если лицо пропустило установленный для обжалования срок и отказано в его восстановлении.Кассационная жалоба должна содержать:1. Указание на решение, которое обжалуется или опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение.2. Обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего жалобу.3. Указания об оспариваемой сумме по имущественным делам.4. Перечень прилагаемых к жалобе или протесту письменных материалов.Кассационная жалоба подписывается кассатором или его представителем и подается в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью. Жалоба подается в суд с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц.При подаче кассационной жалобы, не соответствующей указанным выше требованиям, по определению судьи она оставляется без движения и назначается срок для исправления недостатков. Если недостатки будут устранены, то кассационная жалоба считается поданной в день первоначального представления в суд. В противном случае кассационная жалоба считается не поданной и возвращаеся кассатору.Юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе представлять возражения на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих эти возражения.Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе отказаться от нее в суде кассационной инстанции до вынесения судебного постановления.Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам Председателя Верховного суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместителей – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь; председателей областных, Минского городского судов, прокуроров областей, города Минска – на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов.Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.Жалоба должна содержать:1. Наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется жалоба.2. Фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле.3. Указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием мест их жительства (мест пребывания) или мест нахождения.4. Указание на суды, рассматривавшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений.5. Указание на судебное постановление, которое обжалуется.6. Указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего жалобу.Если судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке, в жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось. Если жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней должно быть указано на это, а также на решение, принятое по жалобе. Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала поданную ей жалобу в порядке надзора.Предусмотренное законом право на обжалование судебных постановлений является гарантией защиты прав и законных интересов граждан.

Валентина ДЖИГА,консультант суда Дрогичинского района.

 

Теги: Минск

 

 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

Порядок обжалования судебных решений по гражданским делам определен нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Законом предусмотрено...

 

news.21.by

- Верховный Суд Республики Беларусь

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
26 июня 2003 г. №7

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2017 г. № 3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.04.2017, 6/1596) 

Обсудив материалы обобщения судебной практики о рассмотрении гражданских дел в порядке судебного надзора, в целях устранения недостатков и единообразного применения процессуального законодательства Пленум Верховного Суда

постановляет:

1. Обратить внимание судов надзорной инстанции на необходимость строгого соблюдения процессуального законодательства, регулирующего порядок производства дел в суде надзорной инстанции, имея при этом в виду, что в силу ч.1 ст.445 ГПК при рассмотрении дел в порядке надзора применяются правила ГПК для рассмотрения дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 33 ГПК.

Суд надзорной инстанции вправе также по аналогии применять процессуальные нормы, регулирующие производство дел в кассационном порядке.

2. В силу положений главы 33 ГПК дело в порядке надзора может быть возбуждено только по инициативе должностных лиц, обладающих правом принесения протестов на вступившие в законную силу судебные постановления (ст.439 ГПК). Основаниями к принесению протестов являются существенные нарушения норм материального и процессуального права. Поскольку пересмотр в порядке надзора является исключительным порядком проверки законности и обоснованности судебных постановлений, не могут приноситься протесты на судебные постановления лишь по формальным основаниям.

3. Существенными нарушениями норм материального права, влекущими отмену судебных постановлений, являются нарушения, предусмотренные ст.403 ГПК, если они привели к неправильному разрешению дела по существу.

Неправильное применение норм материального права само по себе не является основанием для отмены в порядке надзора правильного по существу судебного постановления, основанного на достоверных, полно и правильно установленных обстоятельствах.

4. Разъяснить судам, что если ошибка, допущенная судом первой, кассационной или надзорной инстанции при применении или толковании норм материального права, явилась причиной вынесения незаконного решения, но по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства установлены полно и правильно, суд надзорной инстанции вправе изменить или отменить судебное постановление с вынесением нового решения, не передавая дело на новое рассмотрение суду первой инстанции (п.5 ст.447 ГПК).

5. Существенными нарушениями норм процессуального права являются нарушения, предусмотренные ч.2 ст.404 ГПК, поскольку они связаны с несоблюдением конституционных прав граждан на судебную защиту и основных принципов гражданского судопроизводства.

Другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений, если они привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

6. Решение суда первой инстанции и определение суда кассационной инстанции, которым при отмене решения суда первой инстанции вынесено новое решение о разрешении спора по существу, являются необоснованными, если суд в нарушение ст.300 ГПК не установил, какие обстоятельства имеют значение для дела, дал неправильную оценку доказательствам, исследовал доказательства с нарушением правил относимости и допустимости, при составлении мотивировочной части решения не привел доводы, по которым отвергнуты те или иные доказательства.

7. Судам при проверке дела в порядке надзора следует иметь в виду, что положения пп.4, 5 настоящего постановления распространяются и на решения суда первой инстанции, в которых мотивировочная часть отсутствует по предусмотренным законом основаниям (ст.305 ГПК).

Вместе с тем в соответствии с положениями ст.300, ч.2 ст.305 и ст.402 ГПК обоснование решения суда первой инстанции содержится в его мотивировочной части. В связи с несоставлением мотивировочной части в решении отсутствуют оценка доказательств, а также доводы, по которым отвергнуты те или иные доказательства. Поэтому такое решение может быть пересмотрено по основаниям необоснованности в случаях несоответствия выводов, изложенных в его резолютивной части, фактам, имеющим юридическое значение, установленным имеющимися в деле доказательствами, недостаточности таких доказательств, нарушения правил их относимости и допустимости, представления материалов, свидетельствующих о недостоверности доказательств.

8. Суд надзорной инстанции не наделен правом изменения или вынесения новых судебных постановлений на основании исследованных материалов дела и новых доказательств, которые не являлись предметом исследования судов первой и кассационной инстанций (ст.447 ГПК). В силу этого дополнительные материалы, представленные с надзорной жалобой или протестом, суд надзорной инстанции не вправе использовать как средство доказывания.

Вместе с тем при подтверждении дополнительными материалами установленных судами первой и кассационной инстанций фактических обстоятельств суд надзорной инстанции вправе наряду с имеющимися в деле доказательствами ссылаться на них в обоснование оставления судебного постановления без изменения или вынесения нового решения по основанию неправильного применения норм материального права.

Дополнительные материалы могут являться основанием для опротестования и отмены судебных постановлений, если подтверждают невыполнение судами требований, установленных ст.ст.20 и 233 ГПК по оказанию сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам содействия в их истребовании и представлении суду, а также ошибочность установленных по делу фактических обстоятельств.

9. В соответствии с п.4 ст.447 ГПК суд надзорной инстанции может оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства установлены в нем полно и правильно.

10. На новое кассационное рассмотрение дело может быть передано не только в том случае, если суд кассационной инстанции допустил существенные нарушения процессуального закона, которые лишили его возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность судебного постановления и доводы кассационной жалобы или протеста (рассмотрение дела судом в незаконном составе, неизвещение юридически заинтересованных в исходе дела лиц о времени и месте слушания дела и др.), но и когда суд кассационной инстанции при наличии к тому оснований в нарушение ст.419 ГПК не провел подготовку дела к судебному разбирательству, не проверил доводы и возражения юридически заинтересованных в исходе дела лиц на основе материалов дела и вновь представленных доказательств (п.5 ст.425 ГПК), что повлекло необоснованную отмену решения, необоснованное направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции или оставление в силе незаконного решения суда первой инстанции, а также при несогласии с выводами суда кассационной инстанции, повлекшими необоснованную отмену решения суда первой инстанции.

Гражданским процессуальным кодексом направление дела на новое рассмотрение в нижестоящий суд надзорной инстанции не предусмотрено.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том случае, если этим судом при его рассмотрении было допущено существенное нарушение норм процессуального права, влекущее безусловную отмену судебного постановления (ч.2 ст.404 ГПК), или нарушение, повлекшее необоснованность решения, которое невозможно было устранить при рассмотрении дела в кассационном порядке.

11. При применении ч.3 ст.448 ГПК следует иметь в виду, что суд надзорной инстанции вправе прекратить производство по делу или оставить заявление без рассмотрения только при установлении судом первой и кассационной инстанций оснований, предусмотренных ст.ст.164, 165 ГПК. Если возникает необходимость проверки наличия таких оснований, дело направляется на новое рассмотрение.

Отказ истца от иска и заключение между сторонами мирового соглашения допускается на всех стадиях процесса. Поэтому суд надзорной инстанции в силу пп.3 и 4 ч.1 ст.164 ГПК при рассмотрении в надзорном порядке дела по протесту вправе прекратить производство по делу в связи с отказом истца от иска и утверждением мирового соглашения.

В случае смерти гражданина или ликвидации юридического лица, являвшихся одной из сторон по делу, когда в спорном правоотношении возможно правопреемство по делу, суд надзорной инстанции допускает замену выбывшей стороны правопреемником (ст.64 ГПК). Если спорное правоотношение не допускает правопреемства, то, отменяя решение, суд надзорной инстанции в силу п.5 ч.1 ст.164 ГПК прекращает производство по делу.

При решении названных вопросов, а также в случае отложения разбирательства по делу суд надзорной инстанции выносит определение (постановление).

12. Обратить внимание судов, что соблюдение норм ГПК, устанавливающих требования к содержанию жалоб и порядок их подачи в надзорную инстанцию (ст.438 ГПК), обеспечивает их своевременное и правильное разрешение.Принятие решений по отдельным вопросам, в частности, о праве лица на подачу надзорной жалобы, о сроках подачи жалобы, об уважительности причин необжалования решений в кассационном порядке, об освобождении от уплаты государственной пошлины, о необходимости истребования дела в суде надзорной инстанции, принадлежит только должностным лицам, наделенным правом принесения протеста (ст.439 ГПК).

Уважительной причиной для принятия к рассмотрению в порядке надзора жалобы на судебное постановление, которое не обжаловалось в кассационном порядке (ч.6 ст.437 ГПК), может являться существенное нарушение норм процессуального права, препятствующее подаче кассационной жалобы.

13. Судам надзорной инстанции необходимо учитывать, что трехлетний срок на обжалование судебных постановлений, установленный чч.4 и 5 ст.437 ГПК, является пресекательным, поскольку надзорные жалобы, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат. Этот срок распространяется на все судебные постановления, вступившие в законную силу после 1 июля 1999 г., и на всех лиц, имеющих право на обжалование судебных постановлений в порядке надзора (п.1 ч.2 ст.437 ГПК), за исключением ответчиков, которые обжалуют судебные постановления, вынесенные в их отсутствие без надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, при условии, что дело не уничтожено с истечением срока хранения, установленного законодательством.

Трехлетний срок не распространяется на представления судей и председателей судов и на инициативу должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора (пп.2-4 ч.2 ст.437 ГПК). Однако по истечении названного срока не подлежат рассмотрению судами надзорной инстанции протесты этих должностных лиц, если поводом к истребованию дела и принесению протеста явились жалобы юридически заинтересованных и иных лиц, на которые распространяется трехлетний срок обжалования судебных постановлений в порядке надзора.

14. Надзорная жалоба, поданная с пропуском срока, не оплаченная государственной пошлиной, а также поданная без соблюдения порядка, установленного ч.5 ст.438 ГПК, или не отвечающая требованиям чч.1-4 и 6-7 ст.438 ГПК, возвращается лицу, подавшему жалобу, с указанием мотивов возврата.

Вместе с тем при несоответствии жалобы требованиям чч.1-4 и 6-7 ст.438 ГПК, а также в случае неоплаты ее государственной пошлиной суд надзорной инстанции вправе предложить лицу, подавшему жалобу, исправить в установленный срок недостатки.

Вопросы, связанные с возвращением надзорной жалобы, устранением ее недостатков, решаются должностными лицами, наделенными правом принесения протеста, путем уведомления лиц, обратившихся с жалобой, на приеме устно, а по их требованию, так же как и при поступлении жалобы по почте, — направления письменного сообщения, в котором излагаются мотивы принятого решения.

15. Лица, подавшие надзорную жалобу или представление, до принятия по ним решения должностным лицом, наделенным правом принесения протеста, вправе отозвать жалобу, представление. В этом случае жалоба, представление с приложенными к ним документами возвращаются подавшим их лицам. Вынесение определения по этому вопросу не требуется.

16. Должностное лицо, наделенное правом принесения протеста, может истребовать дело для проверки в порядке надзора при наличии в жалобе заслуживающих внимания доводов о существенных нарушениях материального, процессуального законодательства, а также о необоснованности судебных постановлений.

При отсутствии оснований к истребованию дела и принесению протеста лицу, подавшему надзорную жалобу, направляется сообщение с кратким изложением сущности вынесенных судебных постановлений и мотивов отказа в принесении протеста, которое должно содержать выводы о необоснованности доводов жалобы в части существенного нарушения норм материального и процессуального законодательства.

Гражданским процессуальным кодексом не установлено, что на судебные постановления в одну и ту же надзорную инстанцию не может быть подана повторная жалоба. Поэтому повторные жалобы принимаются и разрешаются лицами, имеющими право принесения протеста, в порядке, установленном для разрешения первичных надзорных жалоб.

При отсутствии в повторной надзорной жалобе новых доводов о несогласии с судебными постановлениями в ответе на жалобу допускается ссылка на основания отказа в принесении протеста, изложенные в ответе на первичную жалобу.

17. При решении вопроса о принятии надзорной жалобы к производству и до окончания производства в суде должностные лица, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора в соответствии с ч.4 ст.441 ГПК, вправе приостановить исполнение судебных постановлений, за исключением случаев, когда они в силу закона или по решению суда обращены к немедленному исполнению (ст.ст.313, 314 ГПК).

При отсутствии оснований к принесению протеста должностное лицо, истребовавшее дело и приостановившее исполнение, отменяет приостановление, о чем сообщает юридически заинтересованным в исходе дела лицам и суду.

18. В соответствии с ч.1 ст.442 ГПК надзорные жалобы, по которым истребованы дела, должны быть рассмотрены в месячный срок со дня поступления дела. Жалобы, по которым отказано в истребовании дел, подлежат рассмотрению в месячный срок со дня их поступления.

Должностное лицо, наделенное правом принесения протеста, вправе продлить срок разрешения жалобы при наличии уважительных причин, связанных с истребованием дополнительных материалов для проверки доводов жалобы.

19. Протест в порядке надзора может быть принесен как на все судебные постановления, вынесенные по делу, которые могут быть опротестованы в порядке надзора, так и на отдельные части судебного постановления, которыми разрешен спор, в том числе и на мотивировочную часть, если изложенные в ней выводы являются ошибочными и не повлияли на разрешение дела по существу.

Вместе с тем принесение одного протеста на судебные постановления по двум или нескольким хотя и взаимосвязанным делам в силу ч.2 ст.442 ГПК является недопустимым. Такие дела с протестом подлежат возврату должностному лицу, подписавшему протест, для надлежащего оформления.

20. В соответствии со ст.443 ГПК суд, в который поступил протест в порядке надзора, в целях соблюдения прав и охраняемых законом интересов юридически заинтересованных в исходе дела лиц обязан направить им копии протеста, а в необходимых случаях, а также по просьбе этих лиц известить их о времени и месте слушания дела.

Извещения должны быть направлены с таким расчетом, чтобы юридически заинтересованные в исходе дела лица могли направить объяснение на протест с приложением документов, подтверждающих эти объяснения.

В случае явки этих лиц в суд они допускаются к участию в судебном разбирательстве.

21. В силу ст.444 ГПК должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Отзыв протеста обязателен для суда. Исходя из смысла этой статьи, допустимо также изменение мотивов протеста или его резолютивной части до начала разбирательства дела. В то же время в ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен. Об отзыве протеста суд извещает юридически заинтересованных в исходе дела лиц. В случае отзыва протеста лицу, по жалобе которого он был принесен, должен быть дан мотивированный ответ должностным лицом, которым отозван протест.

Если должностное лицо, принесшее протест, в ходе его рассмотрения высказывает иное, чем в протесте мнение, оно может быть учтено судом при вынесении судебного постановления.

22. Судебное постановление не подлежит пересмотру в порядке надзора, если установлены вновь открывшиеся обстоятельства, перечисленные в ст.452 ГПК. В этом случае дело подлежит пересмотру в порядке, закрепленном в ст.ст.453-458 ГПК.

Обнаружение после вступления решения в законную силу документа, подтверждающего обстоятельства, на которые сторона ссылалась при разбирательстве дела и которые не были учтены судом, может являться основанием для пересмотра решения в порядке надзора, а не по вновь открывшимся обстоятельствам.

В случае установления таких обстоятельств (в том числе по дополнительно представленным материалам), имеющих значение для разрешения спора, дело направляется на новое кассационное рассмотрение или на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

23. Содержание определения (постановления) суда надзорной инстанции должно соответствовать правилам, установленным ст.ст.427-429 ГПК. В нем необходимо изложить основания к отмене судебного постановления нижестоящего суда, указать, какие допущены нарушения и какие процессуальные действия следует выполнить при новом рассмотрении дела в кассационном порядке или по первой инстанции, а в случае отклонения протеста — мотивы принятия такого решения.

Вместе с тем в силу ч.2 ст.449 ГПК суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или отвергнуты им, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.

24. Суд надзорной инстанции применительно к ст.ст.327, 328, 329 ГПК вправе исправить описку и явную счетную ошибку в вынесенном им судебном постановлении, а также разъяснить судебное постановление в случае его неясности либо разрешить вопрос об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения по измененному и новому решению.

25. При установлении обстоятельств, предусмотренных ст.325 ГПК, по которым не были приняты меры судами первой и кассационной инстанций, суд надзорной инстанции выносит в соответствии со ст.451 ГПК частное определение (постановление). Частные определения (постановления) выносятся также на допущенные судами при рассмотрении дела нарушения и в том случае, если эти нарушения не повлекли отмену или изменение судебного постановления. 26. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19 июня 1997 г. № 9 (с изменениями и дополнениями от 23 сентября 1999 г.) «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997 г., № 17).

 

Первый заместитель ПредседателяВерховного СудаРеспублики Беларусь                                                                                                 П.П.МИКЛАШЕВИЧ

Секретарь Пленума,судья Верховного СудаРеспублики Беларусь                                                                                                 И.Н.МИНЕЦ

court.gov.by

Администрация Октябрьского района - Кассационное обжалование не вступившего в законную силу решения суда

В соответствии со ст. 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Одной из основных гарантий прав гражданина на судебную защиту является обжалование решения суда.

ГПК Республики Беларусь закрепляет возможность кассационного обжалования и опротестования не вступивших в законную силу решений судов, за исключением решений Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенных им в качестве суда первой инстанции.

Не вступившие в законную силу решение суда может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке в случае полной или частичной необоснованность и (или) незаконности вынесенного решения. Порядок производства в суде кассационной инстанции регламентируется главой 32 ГПК Республики Беларусь, а также постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 №4 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса, регулирующих производство дел в кассационном порядке».  

Согласно ст.400 ГПК Республики Беларусь кассационные жалобы или кассационные протесты на не вступившие в законную силу решения рассматриваются на решения районных (городских) судов судебной коллегией по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского суда; на решения областного, Минского городского суда - соответственно судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь.

В силу ст.402 ГПК Республики Беларусь решение считается необоснованным полностью или в соответствующей части, если: 1) судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу; 2) факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами; 3) изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам.

Согласно ст.403 ГПК решение является незаконным, если суд: 1) применил не подлежащую применению норму материального права; 2) неправильно применил подлежащую применению норму материального права; 3) неправильно истолковал нормативный акт.

Можно привести следующий пример необоснованного и незаконного судебного решения первой инстанции, отмененного судом кассационной инстанции. Разрешая по первой инстанции дело, связанное с материальной ответственностью за вред, причиненный несовершеннолетним, суд правильно определил, что в силу ст. 943 ГК несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обязан возмещать причиненный им вред, а при отсутствии у него дохода или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, вред возмещается его родителями. Вместе с тем вывод суда в отношении возложения в таком случае дополнительной ответственности только на родителей несовершеннолетнего причинителя вреда и освобождение от ответственности его опекуна не согласуется с положениями ч. 2 п. 2 ст. 943 ГК, содержащей перечень лиц, на которых возлагается субсидиарная ответственность. По рассмотренному судом делу опеку над несовершеннолетним причинителем вреда осуществляла его бабушка, которая, как указал суд кассационной инстанции, принимая по делу новое решение, несет дополнительную ответственность с родителями несовершеннолетнего при отсутствии у него имущества.

Кассационные жалобы адресуются в суд кассационной инстанции, но подаются в суд, вынесший решение. Поданные кассационные жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции направляются судом кассационной инстанции в суд первой инстанции для решения вопроса о их принятии в установленном порядке.

Кассационная жалоба с прилагаемыми документами может быть подана в суд, вынесший решение, следующими способами: 1) по почте. Документы направляются в суд заказным письмом с уведомлением. При этом днем подачи документов в суд считается день представления; 2) собственноручно заявителем либо его законным представителем. Кассатор имеет право подать кассацию и документы в канцелярию суда. При этом следует иметь в виду, что полномочия представителя заявителя должны быть подтверждены (к примеру, доверенность и т.п.).

Кассационная жалоба подается в суд, который вынес решение, в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью. Кассационная жалоба на решение, вынесенное в порядке заочного производства, подаются в десятидневный срок со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления. В случае, когда решение суда направлено по почте, срок подачи кассации исчисляется с момента получения решения с мотивировочной частью. При этом необходимо сохранить документ, подтверждающий момент получения решения (к примеру, конверт, извещение и т.п.). В случае, когда мотивировочная часть излагается в отдельном документе заинтересованное лицо обязано подать заявление о ее составлении. Срок составления мотивировочной части - 7 календарных дней со дня подачи заявления.

При пропуске срока подачи кассации юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе подать заявление о восстановлении пропущенного срока, изложив причины пропуска.

Согласно п.6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 №4 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса, регулирующих производство дел в кассационном порядке» основаниями для восстановления срока подачи кассации являются: неуведомление либо ненадлежащее уведомление юридически заинтересованных в исходе дела лиц о месте и времени рассмотрения дела по существу; нарушен трехдневный срок, предусмотренный законодательством Республики Беларусь для отправки юридически заинтересованным в исходе дела лицам решения суда; иные обстоятельства.

Судья отказывает в принятии кассационной жалобы или кассационного протеста: 1) лицам, не имеющим права на обжалование или опротестование; 2) если судебное постановление не подлежит обжалованию или опротестованию в силу закона; 3) лицам, пропустившим установленный ГПК срок, если отказано в его восстановлении.

Кассационная жалоба должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать: 1) указание на решение, которое обжалуется или опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; 2) обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего жалобу или протест; 3) указания об оспариваемой сумме по имущественным делам; 4) перечень прилагаемых к жалобе или протесту письменных материалов. Кассационная жалоба подписывается кассатором или его представителем.

При подаче кассационной жалобы, не подписанной кассатором, не содержащей указания на решение, которое обжалуется, либо без приложения всех необходимых копий, без указания оспариваемой суммы по имущественным делам, а также при подаче кассационной жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, если кассатор не освобожден от нее, судья выносит определение, которым оставляет кассационную жалобу или кассационный протест без движения и назначает кассатору срок для исправления недостатков. Если кассатор в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении, кассационная жалоба считаются поданными в день первоначального представления в суд. В противном случае кассационная жалоба считаются неподанными и возвращаются кассатору.

Согласно п.10 Приложения №14 к Налоговому кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) кассационные и надзорные жалобы на решения и определения судов об утверждении мировых соглашений, определения о судебном приказе, а также жалобы на кассационные определения и надзорные постановления вышестоящих судов составляют 50 процентов ставки, установленной за подачу искового или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.  

Таким образом, производство в суде кассационной инстанции представляет собой судебный контроль вышестоящего суда за нижестоящим. Условиями для осуществления права на кассационное обжалование выступают: 1) жалоба приносится на решение, подлежащее обжалованию в кассационном порядке; 2) лицо, подающее жалобу, обладает правом кассационного обжалования; 3) соблюдены сроки для подачи кассационной жалобы; 4) выдержаны требования, предъявляемые к содержанию кассационной жалобы; 5) кассационная жалоба в предусмотренных законом случаях оплачена государственной пошлиной.

Кассационное обжалование не вступившего в законную силу решения суда выступает эффективной гарантией реализации неотъемленных прав и законных интересов участников процесса на справедливое правосудие, в результате проверки судебных постановлений суд второй инстанции не только устраняет ошибки, допущенные нижестоящими судами, но и выявляет причины их возникновения, что способствует правильному пониманию и применению законодательства судами первой инстанции.

Помощник прокурораОктябрьского района г.Минскаюрист 3 класса                                                                                                                                      Н.С. Яворская 

okt.minsk.gov.by